X
egov

Вы здесь

Рассмотренные вопросы

Добрый день!  Я устроилась на работу 13.01.2018 года в ГКП на ПХВ, проработав до 06.06.2018 года, уволилась по собственному желанию.Положено ли мне по праву компенсация за неспользованный трудовой отпуск за фактически отработанное время?

Ответ: 

Уважаемая Эльвира Айдаровна!
Порядок расчета средней заработной платы для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, регламентируется главой 6 Методической рекомендации (от 25 февраля 2016 года) по применению Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом МТСЗН РК от 30 ноября 2015 года № 908, в частности:
При прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (п.2 ст.96 Трудового кодекса).
При этом периоды, которые дают право на трудовой отпуск, определены статьей 91 Трудового кодекса.
В данном случае подсчет количества неиспользованных дней трудового отпуска подсчитывается пропорционально отработанному времени.
Для определения суммы компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при прекращении или расторжении трудового договора, дни неиспользованного отпуска отсчитываются с рабочего дня по календарю пятидневной или шестидневной рабочей недели, следующего за датой увольнения работника и выбираются рабочие дни, приходящиеся на этот период с учетом режима работы.
Во всех случаях при прекращении трудового договора выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя должна производиться не позднее трех рабочих дней после его прекращения.

Уважаемая Мадина Ерасыловна!

Ответ: 

Согласно статье 122 Трудового кодекса Республики Казахстан при причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан.
Гражданско-правовая ответственность работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей наступает с даты установления работнику на основании заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) степени утраты профессиональной трудоспособности.
Порядок и условия возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, регулируются главой 47 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК).
Статьей 937 ГК РК при причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и другие), если признано, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не получает их бесплатно.
Статьи 283 и 943 ГК РК устанавливают порядок увеличения сумм, получаемых в счет возмещения вреда в связи с ростом стоимости жизни.
В соответствии с которыми, суммы возмещения вреда, выплачиваемые гражданам в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего, ежегодно увеличиваются пропорционально среднему значению прогнозируемого уровня инфляции.
Пунктом 4 статьи 61 Бюджетного кодекса Республики Казахстан установлено, что прогноз социально-экономического развития республики одобряется Правительством Республики Казахстан и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
В соответствии с подпунктом 14) пункта 16 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ РК), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года №1011, разработка прогноза социально-экономического развития республики входит в компетенцию МНЭ РК.
В этой связи, по вопросу определения среднего значения прогнозируемого уровня инфляции следует руководствоваться прогнозом социально-экономического развития республики, разработанным МНЭ РК, после его опубликования в средствах массовой информации на соответствующий период.

Номер вопроса: 351606
Изменён 11 сентября, 2018 - 18:18

Компания начисляет и выплачивает годовую премию за 2017 год сотрудникам в июне 2018 года. В числе сотрудников, которым полагается премия, уволенный в мае 2018. Уволенный сотрудник является налоговым нерезидентом. Премия начисляется за период работы сотрудника в компании. Прошу подтвердить, что несмотря на то, что трудовых отношений на период начисления премии уже отсутствуют, премия будет являться доходом по трудовому договору, поэтому будет облагаться ИПН по ставке 10% и СН по ставке 9.5%,  а не только ИПН по ставке 20%.

Ответ: 

В Вашем случае, если внутренними актами компании уволенному сотруднику предусмотрена выплата годовой премии, то данная выплата облагается всеми налогами.
Вместе с тем, по вопросам налогообложения рекомендуем обратиться в Министерство финансов Республики Казахстан.

Номер вопроса: 351596
Изменён 12 сентября, 2018 - 14:59
Тема вопроса: 

Здравствуйте! В целях ликвидации последствий ядерных испытаний, в 1992 году принят Закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены цели и задачи, в соответствии с которыми настоящий Закон призван обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших вследствие длительных ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

Ответ: 

Здравствуйте, Санат Кабиденович! Статьей 2 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне»» устанавливается, что категории граждан, перечисленные в статье 10 настоящего Закона, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в размерах, определенных статьями 12, 13, 14, 15 настоящего Закона.
Таким образом, круг лиц, на которых распространяются льготы и гарантии, устанавливаемые Законом определяется статьей 10 Закона.
В частности, к данным категориям относятся граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами в период проведения воздушных и наземных ядерных взрывов (1949-1990гг.).
Лицам, указанным в статье 10, выдаются удостоверения, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона население, проживающее на территориях чрезвычайного, максимального, повышенного, минимального радиационного риска и на территории с льготным социально-экономическим статусом, имеет право на социальную поддержку в виде дополнительной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, дополнительная оплата труда и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляются работающим гражданам, проживающим на указанных в Законе территориях и имеющим статус пострадавших, подтверждаемый соответствующими удостоверениями.
На граждан, выехавших из территории Семипалатинского полигона, социальная поддержка, предусмотренная статьей 13 Закона, не распространяется, если иное не установлено трудовым или коллективным договорами.
Вместе с тем, в качестве возмещения ущерба, причиненного здоровью, гражданам, проживавшим или проживающим на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона в период с 1949 по 1990 годы, законом предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации, размер которой определяется индивидуально в зависимости от зоны, периода проживания и размера месячного расчетного показателя.
Относительно решения суда об удовлетворении иска А. Скакова (о котором Вы вероятно упоминаете), отмечаем, что постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 02.11.16г. оно было отменено.

Номер вопроса: 351588
Изменён 12 сентября, 2018 - 15:55

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, работник, который увольняется отказывается проходить "обходной лист" чтобы исключить его задолженность перед работодателем, объясняя тем что в Трудовом кодексе нет такого понятия как "обходной лист". Имеет ли право работодатель в этом случае задержать выплату с расчетом и выдачу документов, подтверждающих трудовую деятельность и т.п.?

Ответ: 

Уважаемая Ольга Анатольевна!
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом работодателя письменно не менее чем за один месяц.
Согласно п. 5 ст. 56 Кодекса по истечении срока уведомления, работник вправе прекратить работу, кроме случаев не завершения приема-передачи имущества работодателя по вине материально ответственных лиц. Днем расторжения трудового договора с материально ответственными работниками является день завершения приема-передачи имущества (документации) работодателя.
На основании изложенного, сообщаем, что если работник является материально ответственным лицом, то ему необходимо до расторжения трудового договора произвести передачу имущества работодателя.
Следует отметить, что прекращение трудового договора не влечет за собой освобождения от возмещения материальной ответственности другой стороне. Тем самым, если работник не согласен с выводами работодателя об имеющейся задолженности, работодатель имеет право за взысканием долга обратиться в суд.
Таким образом, Кодекс не регламентирует вопросы заполнения обходного листа, соответственно отказ его заполнения не может служить основанием для невыплаты сумм, причитающихся работнику при увольнении.

Номер вопроса: 351582
Изменён 10 сентября, 2018 - 17:33

 

          Администрация КГП «Городская больница № 1» просит дать разъяснение  о возможности использования бюджетных средств  при  осуществлении выплат работникам,  не предусмотренных  трудовым  законодательством, но учтенных коллективным договором. 

         Городская больница № 1 функционирует в организационно – правовой форме государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.

Ответ: 

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе» (далее – Закон) государственное предприятие на праве хозяйственного ведения – коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве хозяйственного ведения и отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.
Согласно статье 138 Закона формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются государственным предприятием на праве хозяйственного ведения самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда.
Фонд оплаты труда может состоять из средств государственного бюджета и самостоятельно заработанных средств.
При этом, средства из государственного бюджета в фонде заработной платы должны планироваться строго по постановлению Правительства РК №1193.
Таким образом, государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в пределах установленного уполномоченным органом фонда оплаты труда самостоятельно определяет систему оплаты труда. То есть, предприятие в пределах данного фонда оплаты труда может формировать фонд заработной платы с учетом выплат, предусмотренных коллективным договором.

Добрый день подскажите пожалуйста будет ли учитываться стаж работы, если я работала в КГКП "Риддерский аграрно-технический колледж" с 2005 по 2018 г.г. преподавателем специальных дисциплин по диплому инженер лесного и паркового хозяйства, а сейчас работаю научным сотрудником в РГУ "Западно-Алтайский государственный природный заповедник" и по какой схеме оплата труда? 

Спасибо за ответ

 

 

 

 

Ответ: 

Оплата труда работников государственных учреждений и казенных предприятий определяется постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее-Постановление).
Согласно п.4 Постановления порядок и условия исчисления стажа работы по специальности (с учетом особенностей сферы деятельности) для работников организаций определяются центральными исполнительными и иными государственными органами (по согласованию), уполномоченными в соответствующих сферах деятельности.
Стаж работы по специальности и идентичность специальностей определяются при приеме на работу комиссией организации по установлению трудового стажа, состав которой утверждается руководителем организации.
Таким образом, Ваш вопрос должен решаться вышеуказанной комиссией либо рекомендуем обратиться в уполномоченный орган по сфере деятельности Вашей организации.
Вместе с тем, согласно Постановлению уполномоченными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду утверждаются реестры должностей гражданских служащих по соответствующим сферам деятельности.
Реестр должностей гражданских служащих в области лесного хозяйства утвержден Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 8-2/1132 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих в области сельского, водного, лесного хозяйств и животного мира», согласно которому оплата труда научного сотрудника определяется по звену В1-4.

Номер вопроса: 351562
Изменён 5 сентября, 2018 - 10:32

Уважаемая Мадина Ерасыловна, благодарю за предоставленный ответ на мой вопрос № 350645 от 12 июля 2018г.

Ответ: 

Уважаемая Ирина Анатольевна!

Согласно п.3 ст. 92 Трудового Кодекса РК по соглашению между работником и работодателем оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей оплачиваемого ежегодного трудового отпуска должна быть не менее двух календарных недель продолжительности отпуска, предусмотренного в трудовом договоре работника.
В соответствии со статьей 93 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работникам определяется графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения работников, либо устанавливается по соглашению сторон.
Если в графике отпусков с учетом пожелания сторон трудовых отношений не предусмотрено иное (по частям или за отработанный период), то работодатель обязан предоставить работнику полный трудовой отпуск, с учетом принятия им добровольного обязательства в рамках утвержденного графика отпусков.
Как Вы знаете Кодексом запрещается не предоставление трудового отпуска в течение двух лет подряд (п.3 ст.94).
Согласно ст. 88 КоАП не предоставление отпусков в течение двух лет подряд влечет штраф.
Для дачи правовой оценки содержания обозначенных вопросов просим предоставить на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты населения РК внутренние документы организации, где регламентируются указанные вопросы.

Номер вопроса: 351561
Изменён 13 сентября, 2018 - 15:26

Добрый день! 

Подскажите мне пожалуйста, меня с должности  специалиста по кадрам повысили начальником отдела кадров,  при этом установили испытательный срок сроком на 3 мес. Хотя я в этой организации работаю больше года. Насколько правомерны действия работодателя? 

Ответ: 

Уважаемая Нургуль Омирзаковна!
При заключении трудового договора в нем может быть установлено условие об испытательном сроке в целях проверки соответствия квалификации работника поручаемой работе. Испытательный срок начинается с начала действия трудового договора.
Испытательный срок включается в трудовой стаж работника и не может превышать три месяца. Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств организаций испытательный срок может быть увеличен до шести месяцев, согласно ст. 36 Трудового кодекса РК.
На основании изложенного, сообщаем, что испытательный срок устанавливается при заключении трудового договора.
В Вашем случае это не новое назначение, а повышение по карьерной лестнице, в связи с чем считаем, что установление испытательного срока не правомерно.

Номер вопроса: 351558
Изменён 5 сентября, 2018 - 11:16

Добрый день! Я, Подкенов Жанболат Матаевич-Майтубек, житель Майского района, Павлодарской области, прошел обучение по программе "Бастау бизнес", получил сертификат и хочу принять участие в получении государственного гранта в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек" для реализации своей бизнес-идеи в сумме 100 месячных расчетных показателей. Средства гранта я хотел бы использовать для приобретения средства передвижения (мотороллера или велосипеда), которое необходимо мне для выпаса животных.

Ответ: 

Государственные гранты предоставляются участникам Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее - Программа), реализующим или планирующим реализовать стартовый бизнес, на безвозмездной и безвозвратной основе.
Средства государственных грантов для реализации новых бизнес-идей используются по целевому назначению для приобретения необходимого инвентаря, орудий труда, технологического оборудования.
Для получения государственных грантов в рамках Программы есть обязательные условия:
1) регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
2) наличие положительного заключения комиссии при региональной палате предпринимателей «Атамекен»;
3) наличие документа о завершении обучения в рамках Программы и неполучении ранее финансовой поддержки в рамках других государственных программ на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей без отраслевых ограничений.
Для рассмотрения заявлений претендентов на получение государственных грантов для реализации новых бизнес-идей региональная палата предпринимателей «Атамекен» создает комиссию с участием представителей органов исполнительной власти, общественных объединений, научно-образовательных учреждений, региональных средств массовой информации, отраслевых экспертов, в составе не менее 5 человек. То есть, решение принимает комиссия.
Для получения государственного гранта для реализации новых бизнес-идей участник Программы (или его представитель по нотариально засвидетельствованной доверенности), претендующий на получение государственного гранта для реализации новых бизнес-идей, обращается в центр занятости населения по месту жительства и предоставляет следующие документы:
- заявление на получение государственного гранта для реализации новых бизнес-идей по форме;
- документ, удостоверяющий личность, а для оралманов – удостоверение оралмана (для сверки предоставляется подлинник документа);
- справку (копию свидетельства) о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, являющегося субъектом предпринимательства/копию уведомления о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- разработанный стартовый бизнес;
- копию документа, подтверждающего прохождение предпринимателем обучения в рамках Программы;
- доверенность на право подачи заявления от имени предпринимателя, копию документа, удостоверяющего личность поверенного (от имени юридического лица – заверенную юридическим лицом);
- документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресную справку или справку сельских акимов).
На основании вышеизложенного при сдаче полного пакета документов в центр занятости населения по месту жительства Ваша заявка на получение гранта для приобретения мотороллера или велосипеда будет рассмотрена комиссией.
Таким образом, решение о предоставлении или отказе в получении грантов на новые бизнес-идеи принимается вышеуказанной комиссией.

Страницы

Достижения за годы независимости РК
Проект «ӨРЛЕУ»
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Концепция дальнейшей модернизации системы социального обслуживания
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
Новый национальный классификатор занятий