Вы здесь

О результатах социологического мониторинга общественно-политической ситуации и отношении населения к государственной политике в курируемых отраслях

О результатах социологического мониторинга общественно-политической ситуации и отношении населения к государственной политике в курируемых отраслях[1]

Повышение уровня доходов населения

В реализации конституционных гарантий особое значение занимает политика доходов и организация социальной защиты населения.

Оплата труда. С 1 января 2018 года обеспечен рост минимального размера заработной платы (МРЗП) на 15,6%, который составил в текущем году 28 284 тенге.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника во 2 квартале 2018 года составила 162 751 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 8,5%. Индекс реальной заработной платы во 2 квартале 2018 года составил 102,2% к соответствующему периоду 2017 года.

Номинальные денежные доходы на душу населения в I квартале 2018 года сложились на уровне 83 954 тенге и увеличились на 9,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (76 903).

Социальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном и добровольном уровнях.

С 1 января 2018 года в соответствии Законом Республики Казахстан от   30 ноября 2017 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы» размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет повышены на 8%, размер базовой пенсии увеличен на 6%. Размер государственной базовой пенсионной выплаты составил 15 274 тенге.

С 1 июля т.г. изменился порядок назначения базовой пенсии. Размер базовой пенсии составляет от 54% (15 274 тенге) до 100% (28 284 тенге) прожиточного минимума в зависимости от стажа участия в пенсионной системе конкретного получателя.

Для граждан, имеющих трудовой стаж не более 10 лет или вовсе не имеющих его, базовая пенсия, как и прежде, выплачивается в размере 54% от величины прожиточного минимума или 15 274 тенге.

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия увеличивается на 2%. Например, при стаже 20 лет базовая пенсия составляет 74% от ПМ, 30 лет – 94% от ПМ, 33 и более лет – 100% ПМ (28 284 тенге). 

В результате на 1 сентября 2018 года средний размер государственной базовой пенсионной выплаты составляет 25 744 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой пенсионной выплаты – 81 174 тенге.

По накопительной пенсионной системе

По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан на 1 сентября 2018 года общий объем пенсионных накоплений составил 9 805,4 млрд. тенге. Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков составило 10,3 млн. счетов.

Объем выплаченной государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции за июль 2018 года составил 4,6 млрд. тенге, при этом количество получателей составило 37 425 человек.

В результате проводимой модернизации пенсионной системы, с начала 2014 года введено:

- субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. Из республиканского бюджета в августе 2018 года на индивидуальные пенсионные счета
74,6 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 346,5 млн. тенге, при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 19,4 млрд. тенге.

- обязательные профессиональные пенсионные взносы за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных условиях труда.
По состоянию на 1 сентября 2018 года (за период с 1.01.2014 года по 31.08.2018 года) более 10,3 тыс. работодателями произведены перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов в пользу 476,3 тыс. работников, сумма накоплений составила 150,7 млрд. тенге.

Развивается система обязательного социального страхования. Со времени его введения из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) по состоянию на 1 сентября 2018 года всего выплачено 1 031,1 млрд. тенге социальных выплат в связи с потерей трудоспособности, потерей кормильца, потерей работы, беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста одного года.

Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности по состоянию на 1 сентября 2018 года составил
14 183 тенге, по потере кормильца – 16 766 тенге.

В других сферах социального обеспечения сложилась следующая ситуация.

По состоянию на 1 сентября 2018 года по республике насчитывается 13,9 тысяч получателей государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2.

С начала 2018 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения пособия составили 22 656 тенге и 20 154 тенге, соответственно.

С 1 января т.г. в результате пересмотра структуры прожиточного минимума его величина по сравнению с 2017 годом увеличилась до 16%, что соответственно повлекло за собой повышение размеров государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Так, по состоянию на 1 сентября 2018 года, данные пособия получают 668 212 человек. В том числе: по инвалидности – 509 163 человек, по случаю потери кормильца – 159 049 человек. На 1 сентября 2018 года средний размер государственных социальных пособий по инвалидности – 40 855 тенге, по случаю потери кормильца – 33 117 тенге.

В целях усиления социальной защищенности были предприняты дополнительные меры по оказанию адресной социальной помощи и поддержки.

а) в части социальной поддержки материнства и детства, по состоянию на 1 сентября 2018 года:

- пособие на рождение ребенка получили 226,5 тыс. человек (что больше на 3,1% аналогичного периода прошлого года) на сумму 23,3 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 126,3 тыс. человек (что меньше на 16,4% аналогичного периода прошлого года) на сумму 19,3 млрд. тенге;

- пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида, получили 80,0 тыс. человек, на сумму 19,5 млрд. тенге.

б) в оказании социальной поддержки уязвимых категорий населения

- адресная социальная помощь (АСП), с 1 января 2018 года внедрена адресная социальная помощь нового формата в целях поддержки малообеспеченных семей, так на 1 сентября 2018 года 488 082 человек (94 302 семей) являются получателями адресной социальной помощи, из них – 73 665 человек (18 482 семей) являются получателями безусловной денежной помощи, 414 417 человек (75 820 семей) являются получателями обусловленной денежной помощи, при этом сумма назначений составила 16 738,1 млрд. тенге. Средний размер АСП за указанный период составил – 4 286,7 тенге.

- жилищная помощь на 1 июля 2018 года была оказана 56,2 тыс. семьям на сумму 1 465,4 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года уменьшилась на 1,0%). Средний размер жилищной помощи составил 4 341,7 тенге, что больше на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во 2 квартале 2018 года составила 4,7%.

- в предоставлении специальных социальных услуг, проводится реформа системы социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара и ухода на дому, временного пребывания.

На реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг в 2017 году было освоено 978,8 млн. тенге целевых текущих трансфертов.

По состоянию на 1 января 2018 года системой социального обслуживания было охвачено:

- 23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,2 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,7 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.

На 1 января 2018 года социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 130 НПО с охватом более 9,2 тыс. человек, в том числе частные организаций.

- в социальной защите и создании равных возможностей участия в жизни общества для инвалидов, работа в данном направлении ведется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы (далее – План) (справочно: в республике в настоящее время проживает
670 тыс. инвалидов, из которых в трудоспособном возрасте порядка 416 тыс., дети до 18 лет – 84 тыс.).

С 2016 года реализуется третий этап (2016 – 2018 годы) Плана.

В 2017 году расширен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, введены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения; обязательные гигиенические средства; дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений; увеличено время оказания услуг специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год; впервые инвалидам старше 18 лет с кохлеарным имплантом оказываются услуги по замене речевых процессоров, с 2018 года инвалидам с нарушением зрения предоставляются говорящий самоучитель брайлевского шрифта, азбука разборная по Брайлю, нитковдеватели, иглы швейные.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2017 году установлены 488 единицы дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, 45 единиц пешеходных переходов обустроено звуковыми устройствами.

Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов. На 1 июля 2018 года паспортизированы 31,5 тыс. объектов, из них 21,1 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 18,2 тыс. объектов.

Трудовые отношения

В трудовой сфере принимаются меры по защите трудовых прав граждан, развитию социального диалога, предупреждению и разрешению возникших трудовых конфликтов.

В целях совершенствования трудовых отношений реализуется Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295) (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых рисков, в которой определены критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах. По состоянию на 1 сентября 2018 года число акций протеста составило 2 (г. Астана, Мангистауская область).

Продолжается работа по проведению обучения работников предприятий и организации основам трудового законодательства Республики Казахстан. По итогам 2 квартала 2018 года местными органами по инспекции труда областей, гг. Астана, Алматы и Шымкент по вопросам трудового законодательства проведено 1 468 семинаров.

Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий по условиям труда).

Справочно: на 1 июля 2018 года количество объектов аттестованных по условиям труда составило 3 459 (в аналогичном периоде 2017 года – 651 объектов), количество внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда на 1 января 2018 года составило – 1 752 (в 2016 году – 1 476).

На 1 сентября 2018 года на производстве пострадало 975 человек (в аналогичном периоде прошлого года – 1 070 чел.), при этом число погибших составило 133 человек (в аналогичном периоде 2017 года – 152 чел.).

В целях повышения заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда с 2014 года действует норма о пенсионном обеспечении, предусматривающая освобождение работодателей от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных (особо вредных) и опасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов.

По информации местных исполнительных органов, по состоянию на 6 сентября 2018 года просроченная (свыше трех месяцев) задолженность по заработной плате в 28 предприятиях составила 428 млн. тенге перед 2 104 работниками (на 6 сентября 2017 года в 18 предприятиях было 239,5 млн. тенге перед 1 772 работниками).

Наибольшее количество задолженности по заработной плате отмечено в г. Шымкент (192,8 млн. тенге), Туркестанской (56,6 млн. тенге) и Жамбылской (55 млн. тенге) областях.

Государственными инспекторами труда по состоянию на 1 сентября 2018 года проведено 5 743 проверок, в ходе которых выявлено 8 801 нарушений трудового законодательства. По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено 1 964 штрафов на общую сумму 295,2 млн. тенге (на 01.09.2017 г. – 326,2 млн. тенге).

В целях стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников, между акиматами областей, работодателями и профсоюзами с начала 2015 года заключаются меморандумы. По состоянию на 6 сентября 2018 года количество заключенных меморандумов составило 115,1 тыс. из них 1,6 тыс. – с крупными (охват – 81,2%) и 113,5 тыс. – со средними и малыми предприятиями (охват – 67,9%).

Развивается система социального партнерства, действуют трехсторонние комиссии на всех уровнях. 

31 января 2018 года между Правительством, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими профсоюзами подписано новое Генеральное соглашение на 2018-2020 годы, направленное на реализацию задач, Третьей модернизации, поставленных Главой государства.

Генеральное соглашение содержит комплекс вопросов технологической модернизации экономики, содействия формальной и продуктивной занятости населения, улучшения качества человеческого капитала, условий и охраны труда, а также промышленной и экологической безопасности.

Продолжается работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга. На 1 сентября 2018 года системой коллективных договоров охвачено 79,8 тыс. предприятий, или 34,1% из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 89,9% имеют коллективные договора.

Рынок труда и занятость

В соответствии с поручением Главы государства, с 2017 года реализуется Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее – Программа) (ППРК от 29 декабря 2016 года № 919).

На 1 сентября 2018 года в состав участников Программы включены 430,3 тыс. человек, из них безработными являются – 354,9 тыс. чел. (82,5%), самостоятельно занятые – 75,3 тыс. чел. (17,5%).

При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 34,5%, доля женщин – 44,3%.

По первому направлению в рамках мер по обучению используются два механизма:

Первый механизм – это бесплатное профессиональное техническое образование на базе колледжей до 2,5 лет, прежде всего для молодежи из неблагополучных семей, которые после окончания школы не поступили в учебные заведения.

Второй механизм – краткосрочные курсы дуального обучения, сроком от 1 до 6 месяцев, на базе колледжей и учебных центров при предприятиях, вошедших в реестр НПП «Атамекен».

Обучение могут проходить все безработные, самозанятые, которые нуждаются в получении востребованных на рынке труда навыков и знаний.

  Также для обучения рабочим навыкам в отдаленных сельских районах и селах в пилотном режиме запущены мобильные учебные центры.

На сегодня краткосрочное обучение сроком до 6 месяцев, осуществляется в 421 организациях ТиПО, в 7 мобильных учебных центрах в 5 пилотных регионах (Акмолинская, Актюбинская, ВКО, Костанайская, Мангистауская) и 354 учебных центрах при работодателях, вошедшие в реестр НПП «Атамекен».

В рамках данного направления с прошлого года по ТиПО продолжают учебу 20 170 человек. Участники Программы обеспечены стипендией, одноразовым горячим питанием и материальной помощью на проезд.

По состоянию на 1 сентября 2018 года 35 089 человек (план на 2018 г. – 37 249 чел.) направлено на краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам.

По второму направлению расширены инструменты микрокредитования, как на селе, так и в городах.

Основной задачей является обеспечение доступности к микрокредитам самозанятых и безработных, включая тех, кто не имеет залогового имущества, для открытия своего дела или расширения существующего.

Микрокредиты предоставляются под 6% годовых, сроком до 7 лет, до 8000 МРП, при этом при недостаточном объеме залога будет применен механизм гарантирования кредитов до 85% для начинающих, и до 50% для действующих предпринимателей.

Обучение основам предпринимательства проводится через НПП «Атамекен» по проекту «Бастау-Бизнес».

В 2018 году по проекту «Бастау-Бизнес» планируется охватить 30 тыс. человек. На 1 сентября текущего года направлено 17,7 тыс. чел.

В соответствии с Программой, микрокредитование в городах осуществляется через банки второго уровня, микрофинансовыми организациями (далее – МФО). Оператором выступает АО «ФРП «Даму».

В сельских населенных пунктах и малых городах микрокредитование осуществляется через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», кредитные товарищества и МФО. Оператором выступает АО «Аграрная кредитная корпорация».

В рамках данного направления за отчетный период выдано 6 341 микрокредитов (план – 14 208), из них в селах 3 734 чел., в городах 691 чел.

В рамках третьего направления Программы реализуются следующие задачи:

1) содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых: социальная профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства, поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, создание социальных рабочих мест, организация молодежной практики, организация общественных работ.

2) повышение мобильности трудовых ресурсов: в рамках задачи мобильности трудовых ресурсов предусматривается оказание мер государственной поддержки лицам, добровольно переселяющимся гражданам в регионы, определяемые Правительством. Это связано с обострением региональных диспропорций, которые будут усиливаться в перспективе.

Справочно: Правительством определены четыре региона приема внутренних переселенцев (Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области) и пять регионов выбытия (ЮКО, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская и Мангистауская области).

3) создание единой цифровой площадки по трудоустройству. Создана Единая информационная база рынка труда, или Биржа труда, для поиска работы, поддержке в обеспечении занятости определенных категорий граждан и мобильности трудовых ресурсов.

Данная работа осуществляется на базе действующей платформы enbek.kz.

В рамках третьего направления Программы за отчетный период всего трудоустроено 354 тыс. человек, в том числе на свободные вакансии
(на постоянные рабочие места) трудоустроено 239,5 тыс. человек. Кроме того, на социальные рабочие места трудоустроено 19,0 тыс. человек или 113% от плана (план – 16,9 тыс. чел.). На молодежную практику направлено
22 тыс. человека или 103% от плана. Оказано содействие по трудоустройству на общественные работы – 69,4 тыс. человек (план – 75,3 тыс. чел.).

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами также проводится работа по созданию новых рабочих мест.

По состоянию на 1 сентября 2018 года создано 236,1 тыс. новых рабочих мест, из них 78% – постоянных (или 184,5 тыс. рабочих мест).

В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 30,6 тыс., в сельском хозяйстве – 22,8 тыс., в торговле –
21,8 тыс.

В разрезе областей наибольшее количество созданных рабочих мест приходится на:

- Алматинскую область – 23,8 тыс. рабочих мест;

- г. Алматы – 21,3 тыс. рабочих мест.

Уровень безработицы по итогам 2 квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года остался на уровне 4,9%.

Численность занятых увеличилось с 8 541,0 тыс. человек до 8 637,5 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 25,3% до 23,9%.

Уровень молодежной безработицы во 2 квартале 2018 году составил 3,9% (в возрасте 15-28 лет) (2 квартал 2017 года – 4,1%).

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов.

Квота на привлечение ИРС на 2018 год была утверждена по видам экономической деятельности в размере 0,46% к рабочей силе.

В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 сентября 2018 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Республики Казахстан действовало 23 604 разрешений иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности, из них, 77,9% специалистов (1-3 категории), 7,6% – квалифицированных рабочих (4 категория), 8,4% – сезонных иностранных работников, а также переводимые в рамках корпоративного перевода 6,1%.

Основными странами исхода трудовых мигрантов являлись Китай (6 954), Турция (1 952), Индия (1 451), Великобритания (1 387) и Украина (983).

Переселение оралманов. С 1991 года по 1 июля 2018 года на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 299 761 семей или 1 034 379 этнических казахов, в т.ч. на 1 июля 2018 года 5 411 семей или 9 301 этнических казаха.

Большинство оралманов прибыли из Республики Узбекистан (49%), 40% являются выходцами из КНР, 4% – из Монголии, 4% – из Российской Федерации, 3% – из Туркменистана и 3,7% – из других стран.

Наибольшее количество оралманов расселились в Алматинской – 31%, Южно-Казахстанской – 25%, Мангистауской областях – 10% и в г. Астана – 9%.

Лица трудоспособного возраста составляют 65%, дети до 18 лет – 26% и пенсионеры – 9%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 15% имеют высшее образование, 26% среднее специальное образование, 53% общее среднее образование, 6% не имеют образования.

 

1 основные итоги развития курируемых сфер на 1 сентября 2018 года

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office prilozhenie_rus._3_kv.doc146 КБ
Изменён 20 декабря, 2018 - 15:42
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий