Вы здесь

Информация по мониторингу социально-трудовой сферы в Республике Казахстан на 1 марта 2018 года

Повышение уровня доходов населения

В реализации конституционных гарантий особое значение занимает политика доходов и организация социальной защиты населения.

Оплата труда. С 1 января 2018 года обеспечен рост минимального размера заработной платы (МРЗП) на 15,6% и составил 28 284 тенге.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 4 квартале 2017 года составила 163 725 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 5,9%. Индекс реальной заработной платы в 4 квартале 2017 года составил 98,6% к соответствующему периоду 2016 года.

Номинальные денежные доходы на душу населения в январе 2018 года сложились на уровне 84 381 тенге и увеличились на 9,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (76 973).

Социальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном и добровольном уровнях.

С 1 января 2018 года в соответствии Законом Республики Казахстан от   30 ноября 2017 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы» размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет повышены на 8%.

В результате повышения, по состоянию на 1 марта 2018 года размер базовой пенсионной выплаты составляет 15 274 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой пенсионной выплаты – 70 911 тенге.

По накопительной пенсионной системе

По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан на 1 марта 2018 года общий объем пенсионных накоплений составил 7 882,1 млрд. тенге. Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков составило 10,1 млн. счетов.

Объем выплаченной государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции за март 2018 года составил 1,4 млрд. тенге, при этом количество получателей составило 12 123 человек.

В результате проводимой модернизации пенсионной системы, с начала 2014 года введено:

- субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. Из республиканского бюджета в феврале 2018 года на индивидуальные пенсионные счета 81,7 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 375,8 млн. тенге, при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 17,1 млрд. тенге.

- обязательные профессиональные пенсионные взносы за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2018 года количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным профессиональным пенсионным взносам составляет 435 587 общий объем пенсионных накоплений 149,8 млрд. тенге.

В других сферах социального обеспечения сложилась следующая ситуация.

По состоянию на 1 марта 2018 года по республике насчитывается 15,6 тысяч получателей государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2.

С начала 2018 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения пособия составили 22 656 тенге и 20 154 тенге, соответственно.

С 1 января т.г. в результате пересмотра структуры прожиточного минимума его величина по сравнению с 2017 годом увеличилась до 16%, что соответственно повлекло за собой повышение размеров государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту.

Так, по состоянию на 1 марта 2018 года, данные пособия получают 675 609 человек. В том числе: по инвалидности – 505 865 человек, по случаю потери кормильца – 168 681 человек, по возрасту – 1 063 человек. На 1 марта 2018 года средний размер государственных социальных пособий по возрасту составил 14 708 тенге, по инвалидности – 40 680 тенге, по случаю потери кормильца – 33 564 тенге.

Развивается система обязательного социального страхования. Со времени его введения из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) по состоянию на 1 марта 2018 года всего выплачено 934 млрд. тенге социальных выплат в связи с потерей трудоспособности, потерей кормильца, потерей работы, беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста одного года. В феврале 2018 года бенефициарам выплачено 15,0 млрд. тенге, что на 27,3% больше объема социальных выплат аналогичного периода прошлого года.

Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности по состоянию на 1 марта 2018 года составил 14 238 тенге, по потере кормильца – 16 872 тенге.

В целях усиления социальной защищенности были предприняты дополнительные меры по оказанию адресной социальной помощи и поддержки.

а) в части социальной поддержки материнства и детства, по состоянию на 1 марта 2018 года:

- пособие на рождение ребенка получили 33,7 тыс. человек (что больше на 17,4% аналогичного периода прошлого года) на сумму 3,4 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 134,0 тыс. человек (что меньше на 9,6% аналогичного периода прошлого года) на сумму 4,8 млрд. тенге;

- пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида, получили 79,0 тыс. человек, на сумму 4,7 млрд. тенге.

б) в оказании социальной поддержки уязвимых категорий населения

- адресная социальная помощь (АСП), с 1 января 2018 года внедрена адресная социальная помощь нового формата в целях поддержки малообеспеченных семей, так на 1 марта 2018 года 173,8 тыс. человек                           (34, 8 тыс. семей) являются получателями адресной социальной помощи, из них – 37,1 тыс. человек (9,3 тыс. семей) являются получателями безусловной денежной помощи; 136,8 тыс. человек (25,5 тыс. семей) являются получателями обусловленной денежной помощи, при этом сумма назначений составила – 1 569,9 млн. тенге. Средний размер АСП за указанный период составил – 4 515,1 тенге.

- жилищная помощь на 1 января 2018 года была оказана 76,6 тыс. семьям, на сумму 2 374,9 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года уменьшилась на 2,2%). Средний размер жилищной помощи составил 2 582 тенге, что больше на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В результате предпринятых мер, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 4 квартале 2017 года составила 2,4%, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 0,1 процентных пункта.

- в предоставлении специальных социальных услуг, проводится реформа системы социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара и ухода на дому, временного пребывания.

На реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг в 2017 году были направлены целевые текущие трансферты в размере 978,8 млн. тенге.

По состоянию на 1 января 2018 года системой социального обслуживания было охвачено:

- 23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,2 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,7 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.  

На 1 января 2018 года социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 130 НПО с охватом более 9,2 тыс. человек.

- в социальной защите и создании равных возможностей участия в жизни общества для инвалидов, работа в данном направлении ведется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы (далее – План)(справочно: в республике в настоящее время проживает 662,5 тыс. инвалидов, из которых в трудоспособном возрасте порядка 411 тыс., дети до 18 лет – 83,5 тыс.).

С 2016 года реализуется третий этап (2016 – 2018 годы) Плана.

В 2017 году был расширен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, введены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения; обязательные гигиенические средства; дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений; увеличено время оказания услуг специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год; впервые инвалидам старше 18 лет с кохлеарным имплантом оказываются услуги по замене речевых процессоров.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2017 году установлены 488 единицы дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, 45 единиц пешеходных переходов обустроено звуковыми устройствами.

Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов. На 1 января 2018 года паспортизированы 31,2 тыс. объектов, из них 19,5 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 16,6 тыс. объектов.

 

Трудовые отношения

В трудовой сфере принимаются меры по защите трудовых прав граждан, развитию социального диалога, предупреждению и разрешению возникших трудовых конфликтов.

В целях совершенствования трудовых отношений реализуется Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295) (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых рисков, в которой определены критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах. По состоянию на 1 марта 2018 года число акций протеста составило 1 (в г. Астана). 

Продолжается работа по проведению обучения работников предприятий и организации основам трудового законодательства Республики Казахстан. По итогам 2017 года местными органами по инспекции труда областей, гг. Астана и Алматы по вопросам трудового законодательства проведено 2 044 семинаров.

Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий).

Справочно: на 1 января 2018 года количество объектов аттестованных по условиям труда составило 1 539 (в аналогичном периоде 2017 года – 1 852 объектов), количество внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда на 1 января 2018 года составило – 1 752 (в 2016 году – 1 476).

На 1 марта 2018 года на производстве пострадало 209 человек (в аналогичном периоде прошлого года – 220 чел.), при этом число погибших составило 32 человек (в аналогичном периоде 2017 года – 30 чел.).

В целях повышения заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда с 2014 года действует норма о пенсионном обеспечении, предусматривающая освобождение работодателей от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных (особо вредных) и опасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов.

По информации местных исполнительных органов, по состоянию на 7 марта 2018 года просроченная (свыше трех месяцев) задолженность по заработной плате в 28 предприятиях составила 365 млн. тенге перед 2 272 работниками (на 7 марта 2017 года в 25 предприятиях было 369,5 млн. тенге перед 2 366 работниками).             

Наибольшее количество задолженности по заработной плате отмечено в Южно-Казахстанской (146,8 млн. тенге) и Жамбылской (82,2 млн. тенге) областях.          

Государственными инспекторами труда по состоянию на 1 марта 2018 года проведено 1 364 проверок, в ходе которых выявлено 2 104 нарушения трудового законодательства. По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено 365 штрафов на общую сумму 64,3 млн. тенге (на 01.03.2017 г. – 65,6 млн. тенге).

В целях стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников, между акиматами областей, работодателями и профсоюзами с начала 2015 года заключаются меморандумы. По состоянию на 7 марта 2018 года количество заключенных меморандумов составило 115 тыс. из них 1,6 тыс. – с крупными (охват – 82,1%) и 113,5 тыс. – со средними и малыми предприятиями (охват – 67,5%).                

Развивается система социального партнерства. Действуют трехсторонние комиссии на всех уровнях; Генеральное соглашение на 2015 – 2017 годы, в рамках которого Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей взяты на себя обязательства, направленные на решение вопросов безопасности и охраны труда, обеспечение безопасных условий труда работников.

Продолжается работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга. На 1 марта 2018 года системой коллективных договоров охвачено 77,6 тыс. предприятий, или 33,6% из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 88,2% имеют коллективные договора.

Рынок труда и занятость

В соответствии с поручением Главы государства, с 20 января 2017 года действует Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее - Программа) (ППРК от 29 декабря 2016 года                № 919).

На 1 марта 2018 года в состав участников Программы включены 72,4 тыс. желающих принять участие в Программе, в числе которых безработными являются – 50,2 тыс. человек (69,4%), самостоятельно занятыми – 1,7 тыс. человек (2,5%). При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 34,4%, доля женщин – 49,5%.

По первому направлению в рамках мер по обучению используются два механизма:

Первый механизм – это бесплатное профессиональное техническое образование на базе колледжей до 2,5 лет прежде всего для молодежи из неблагополучных семей, которые после окончания школы не поступили в учебные заведения.

Второй механизм – краткосрочные курсы дуального обучения, сроком от 1 до 6 месяцев, на базе колледжей и учебных центров при предприятиях, вошедших в реестр НПП «Атамекен» (153 учебных центров).

Обучение могут проходить все безработные, самозанятые, которые нуждаются в получении востребованных на рынке труда навыков и знаний.

  Также для обучения рабочим навыкам в отдаленных сельских районах и селах в пилотном режиме запущены мобильные учебные центры.

На сегодня краткосрочное обучение сроком до 6 месяцев, осуществляется в 87 организациях ТиПО, в 7 мобильных учебных центрах в 5 пилотных регионах (Акмолинская, Актюбинская, ВКО, Костанайская, Мангистауская) и 32 учебных центрах при работодателях, вошедшие в реестр НПП «Атамекен».

С 1 сентября 2017 года на подготовку кадров с ТиПО направлены свыше 21 тыс. человек.

На 1 марта т.г. на профессиональное краткосрочное обучение направлены 3,9 тыс. человек.

По второму направлению расширены инструменты микрокредитования, как на селе, так и в городах.

Основной задачей является обеспечение доступности к микрокредитам самозанятых и безработных, включая тех, кто не имеет залогового имущества, для открытия своего дела или расширения существующего.

Микрокредиты предоставляются под 6% годовых, сроком до 7 лет, до 8000 МРП, при этом при недостаточном объеме залога будет применен механизм гарантирования кредитов до 85% для начинающих, и до 50% для действующих предпринимателей.

Обучение основам предпринимательства проводится через НПП «Атамекен» по проекту «Бастау - Бизнес».

В соответствии с Программой, микрокредитование в городах осуществляется через банки второго уровня, микрофинансовыми организациями (далее – МФО). Оператором выступает АО «ФРП «Даму».

В сельских населенных пунктах и малых городах микрокредитование осуществляется через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», кредитные товарищества и МФО. Оператором выступает АО «Аграрная кредитная корпорация».

Всего микрокредиты получили более 83 человек.

В рамках третьего направления Программы реализуются следующие задачи:

1) содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых: социальная профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства, поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, создание социальных рабочих мест, организация молодежной практики, организация общественных работ.

2) повышение мобильности трудовых ресурсов: в рамках задачи мобильности трудовых ресурсов предусматривается оказание мер государственной поддержки лицам, добровольно переселяющимся гражданам в регионы, определяемые Правительством. Это связано с обострением региональных диспропорций, которые будут усиливаться в перспективе.

Справочно: Правительством определены четыре региона приема внутренних переселенцев (Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области) и пять регионов выбытия (ЮКО, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская и Мангыстауская области).

3) создание единой цифровой площадки по трудоустройству. Создана Единая информационная база рынка труда, или Биржа труда, для поиска работы, поддержке в обеспечении занятости определенных категорий граждан и мобильности трудовых ресурсов.

Данная работа осуществляется на базе действующей платформы enbek.kz.

В рамках повышения мобильности трудовых ресурсов в трудодефицитные области переселено всего 90 семей (350 чел). Из числа переселившихся трудоспособными являются 164 человек, из которых трудоустроено 70 человек.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами также проводится работа по созданию новых рабочих мест.

На 1 марта 2018 года создано 29,6 тыс. рабочих мест, из них в сельской местности – 9,1 тыс. рабочих мест.

В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 4,4 тыс. рабочих мест, торговле – 4,3 тыс., в сельском хозяйстве – 1,5 тыс., в промышленности – 1,0 тыс.

Из общего количества созданных рабочих мест 88,2% – постоянные рабочие места (26 130 человек), остальные - временные и сезонные рабочие места.

По данным местных исполнительных органов на 1 марта 2018 года в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 63,9 тыс. безработных граждан, из них 49,7 тыс. (78%) трудоустроены.

По состоянию на 1 марта 2018 года Комплексным планом содействия занятости, утвержденным акимами регионов охвачено 76,6 тыс. чел. (план – 570,6 тыс. чел.) или 13% от плана, в т.ч. безработных (52,0 тыс. чел.), непродуктивно занятого (3,0 тыс. чел.) и лиц, ищущих работу (21,6 тыс. чел.).

Уровень безработицы в 4 квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года сохранен на уровне 4,9%.

Численность занятых увеличилась с 8 522,3 тыс. человек до 8 541,3 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 25,4% до 24,2%.

Уровень молодежной безработицы в 4 квартале 2017 года составил 4,1% (в возрасте 15-28 лет) (4 кв. 2016 года – 4,2%).

 

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов.

Квота на привлечение ИРС на 2018 год была утверждена по видам экономической деятельности в размере 0,46 % к рабочей силе.

В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 февраля 2018 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Республики Казахстан действовало 22 388 разрешений иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности, из них, 84,8% специалистов (1-3 категории), 9,7% – квалифицированных рабочих (4 категория), 1,3% – сезонных иностранных работников, а также переводимые в рамках корпоративного перевода 4,5%.

Основными странами исхода трудовых мигрантов являлись Китай (9 012), Турция (2 294), Великобритания (1 261), Индия (1 138) и Украина (975).

По состоянию на 12 марта 2018 года местными исполнительными органами работодателям выдано и продлено 2 740 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которыми уплачен налоговый сбор в размере 1 млрд. 127 млн. тенге (1 127 755 510).

Ставки сборов за выдачу и продление разрешения на 2018 год установлены в размере от 137 МРП (329 485 тг.) до 250 МРП (601 250 тг.).

Переселение оралманов. С 1991 года по 2017 год на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 294 350 семей или 1 025 078 этнических казахов, в т.ч. за 2017 год 9 989 семей или 18 605 этнических казаха.

Большинство оралманов прибыли из Республики Узбекистан – 45,6%, выходцами из Китая являются – 43,6%, из Туркменистана – 3,2%, из Монголии – 2,4%, из России – 1,8% и 3,4% – из других стран.

Наибольшее количество оралманов расселились в Алматинской – 38,4%, Южно-Казахстанской – 18,2%, Мангистауской – 10,8%, Восточно-Казахстанской – 5,4% и в Жамбылской областях – 5,2%, в г. Астана – 6,5%.

Лица трудоспособного возраста составляют – 66,4%, моложе трудоспособного – 27,6% и пенсионеры – 6%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 13,3% – имеют высшее образование, 22,7% – среднее специальное образование, 55,5% – общее среднее образование, 8,5% – не имеют образования.

Повышение уровня доходов населения

В реализации конституционных гарантий особое значение занимает политика доходов и организация социальной защиты населения.

Оплата труда. С 1 января 2018 года обеспечен рост минимального размера заработной платы (МРЗП) на 15,6% и составил 28 284 тенге.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в 4 квартале 2017 года составила 163 725 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 5,9%. Индекс реальной заработной платы в 4 квартале 2017 года составил 98,6% к соответствующему периоду 2016 года.

Номинальные денежные доходы на душу населения в январе 2018 года сложились на уровне 84 381 тенге и увеличились на 9,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (76 973).

Социальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на базовом, обязательном и добровольном уровнях.

С 1 января 2018 года в соответствии Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2017 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы» размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет повышены на 8%.

В результате повышения, по состоянию на 1 марта 2018 года размер базовой пенсионной выплаты составляет 15 274 тенге, средний размер пенсионных выплат с учетом базовой пенсионной выплаты – 70 911 тенге.

По накопительной пенсионной системе

По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан на 1 марта 2018 года общий объем пенсионных накоплений составил 7 882,1 млрд. тенге. Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков составило 10,1 млн. счетов.

Объем выплаченной государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции за март 2018 года составил 1,4 млрд. тенге, при этом количество получателей составило 12 123 человек.

В результате проводимой модернизации пенсионной системы, с начала 2014 года введено:

- субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. Из республиканского бюджета в феврале 2018 года на индивидуальные пенсионные счета 81,7 тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 375,8 млн. тенге, при этом за весь период с 01.01.2014 г. общий объем субсидий составил 17,1 млрд. тенге.

- обязательные профессиональные пенсионные взносы за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда. По официальным данным Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2018 года количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков по обязательным профессиональным пенсионным взносам составляет 435 587 общий объем пенсионных накоплений 149,8 млрд. тенге.

В других сферах социального обеспечения сложилась следующая ситуация.

По состоянию на 1 марта 2018 года по республике насчитывается 15,6 тысяч получателей государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2.

С начала 2018 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения пособия составили 22 656 тенге и 20 154 тенге, соответственно.

С 1 января т.г. в результате пересмотра структуры прожиточного минимума его величина по сравнению с 2017 годом увеличилась до 16%, что соответственно повлекло за собой повышение размеров государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту.

Так, по состоянию на 1 марта 2018 года, данные пособия получают 675 609 человек. В том числе: по инвалидности – 505 865 человек, по случаю потери кормильца – 168 681 человек, по возрасту – 1 063 человек. На 1 марта 2018 года средний размер государственных социальных пособий по возрасту составил 14 708 тенге, по инвалидности – 40 680 тенге, по случаю потери кормильца – 33 564 тенге.

Развивается система обязательного социального страхования. Со времени его введения из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) по состоянию на 1 марта 2018 года всего выплачено 934 млрд. тенге социальных выплат в связи с потерей трудоспособности, потерей кормильца, потерей работы, беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста одного года. В феврале 2018 года бенефициарам выплачено 15,0 млрд. тенге, что на 27,3% больше объема социальных выплат аналогичного периода прошлого года.

Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности по состоянию на 1 марта 2018 года составил 14 238 тенге, по потере кормильца – 16 872 тенге.

В целях усиления социальной защищенности были предприняты дополнительные меры по оказанию адресной социальной помощи и поддержки.

а) в части социальной поддержки материнства и детства, по состоянию на 1 марта 2018 года:

- пособие на рождение ребенка получили 33,7 тыс. человек (что больше на 17,4% аналогичного периода прошлого года) на сумму 3,4 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 134,0 тыс. человек (что меньше на 9,6% аналогичного периода прошлого года) на сумму 4,8 млрд. тенге;

- пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида, получили 79,0 тыс. человек, на сумму 4,7 млрд. тенге.

б) в оказании социальной поддержки уязвимых категорий населения

- адресная социальная помощь (АСП), с 1 января 2018 года внедрена адресная социальная помощь нового формата в целях поддержки малообеспеченных семей, так на 1 марта 2018 года 173,8 тыс. человек (34, 8 тыс. семей) являются получателями адресной социальной помощи, из них – 37,1 тыс. человек (9,3 тыс. семей) являются получателями безусловной денежной помощи; 136,8 тыс. человек (25,5 тыс. семей) являются получателями обусловленной денежной помощи, при этом сумма назначений составила – 1 569,9 млн. тенге. Средний размер АСП за указанный период составил – 4 515,1 тенге.

- жилищная помощь на 1 января 2018 года была оказана 76,6 тыс. семьям, на сумму 2 374,9 млн. тенге (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года уменьшилась на 2,2%). Средний размер жилищной помощи составил 2 582 тенге, что больше на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В результате предпринятых мер, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 4 квартале 2017 года составила 2,4%, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличилась на 0,1 процентных пункта.

- в предоставлении специальных социальных услуг, проводится реформа системы социального обслуживания, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара и ухода на дому, временного пребывания.

На реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг в 2017 году были направлены целевые текущие трансферты в размере 978,8 млн. тенге.

По состоянию на 1 января 2018 года системой социального обслуживания было охвачено:

- 23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,2 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,7 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.  

На 1 января 2018 года социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 130 НПО с охватом более 9,2 тыс. человек.

- в социальной защите и создании равных возможностей участия в жизни общества для инвалидов, работа в данном направлении ведется в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы (далее – План) (справочно: в республике в настоящее время проживает 662,5 тыс. инвалидов, из которых в трудоспособном возрасте порядка 411 тыс., дети до 18 лет – 83,5 тыс.).

С 2016 года реализуется третий этап (2016 – 2018 годы) Плана.

В 2017 году был расширен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, введены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения; обязательные гигиенические средства; дополнительные технические средства для инвалидов, самостоятельное обслуживание которых затруднено вследствие физических нарушений; увеличено время оказания услуг специалистов жестового языка для инвалидов по слуху с 30 до 60 часов в год; впервые инвалидам старше 18 лет с кохлеарным имплантом оказываются услуги по замене речевых процессоров.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2017 году установлены 488 единицы дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, 45 единиц пешеходных переходов обустроено звуковыми устройствами.

Проводится оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов. На 1 января 2018 года паспортизированы 31,2 тыс. объектов, из них 19,5 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 16,6 тыс. объектов.

Трудовые отношения

В трудовой сфере принимаются меры по защите трудовых прав граждан, развитию социального диалога, предупреждению и разрешению возникших трудовых конфликтов.

В целях совершенствования трудовых отношений реализуется Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12 декабря 2012 года № 1295) (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых рисков, в которой определены критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах. По состоянию на 1 марта 2018 года число акций протеста составило 1 (в г. Астана). 

Продолжается работа по проведению обучения работников предприятий и организации основам трудового законодательства Республики Казахстан. По итогам 2017 года местными органами по инспекции труда областей, гг. Астана и Алматы по вопросам трудового законодательства проведено 2 044 семинаров.

Проводится работа по улучшению условий производства (внедрение системы оценки рисков, международных стандартов по безопасности и охране труда, аттестация предприятий).

Справочно: на 1 января 2018 года количество объектов аттестованных по условиям труда составило 1 539 (в аналогичном периоде 2017 года – 1 852 объектов), количество внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда на 1 января 2018 года составило – 1 752 (в 2016 году – 1 476).

На 1 марта 2018 года на производстве пострадало 209 человек (в аналогичном периоде прошлого года – 220 чел.), при этом число погибших составило 32 человек (в аналогичном периоде 2017 года – 30 чел.).

В целях повышения заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда с 2014 года действует норма о пенсионном обеспечении, предусматривающая освобождение работодателей от уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в случае устранения вредных (особо вредных) и опасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов.

По информации местных исполнительных органов, по состоянию на 7 марта 2018 года просроченная (свыше трех месяцев) задолженность по заработной плате в 28 предприятиях составила 365 млн. тенге перед 2 272 работниками (на 7 марта 2017 года в 25 предприятиях было 369,5 млн. тенге перед 2 366 работниками).             

Наибольшее количество задолженности по заработной плате отмечено в Южно-Казахстанской (146,8 млн. тенге) и Жамбылской (82,2 млн. тенге) областях.          

Государственными инспекторами труда по состоянию на 1 марта 2018 года проведено 1 364 проверок, в ходе которых выявлено 2 104 нарушения трудового законодательства. По результатам выявленных нарушений в отношении юридических и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено 365 штрафов на общую сумму 64,3 млн. тенге (на 01.03.2017 г. – 65,6 млн. тенге).

В целях стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и трудоустройства работников, между акиматами областей, работодателями и профсоюзами с начала 2015 года заключаются меморандумы. По состоянию на 7 марта 2018 года количество заключенных меморандумов составило 115 тыс. из них 1,6 тыс. – с крупными (охват – 82,1%) и 113,5 тыс. – со средними и малыми предприятиями (охват – 67,5%).                

Развивается система социального партнерства. Действуют трехсторонние комиссии на всех уровнях; Генеральное соглашение на 2015 – 2017 годы, в рамках которого Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей взяты на себя обязательства, направленные на решение вопросов безопасности и охраны труда, обеспечение безопасных условий труда работников.

Продолжается работа по расширению охвата предприятий и организаций системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга. На 1 марта 2018 года системой коллективных договоров охвачено 77,6 тыс. предприятий, или 33,6% из числа действующих предприятий. При этом из числа крупных и средних предприятий 88,2% имеют коллективные договора.

Рынок труда и занятость

В соответствии с поручением Главы государства, с 20 января 2017 года действует Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее - Программа) (ППРК от 29 декабря 2016 года № 919).

На 1 марта 2018 года в состав участников Программы включены 72,4 тыс. желающих принять участие в Программе, в числе которых безработными являются – 50,2 тыс. человек (69,4%), самостоятельно занятыми – 1,7 тыс. человек (2,5%). При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет 34,4%, доля женщин – 49,5%.

По первому направлению в рамках мер по обучению используются два механизма:

Первый механизм – это бесплатное профессиональное техническое образование на базе колледжей до 2,5 лет прежде всего для молодежи из неблагополучных семей, которые после окончания школы не поступили в учебные заведения.

Второй механизм – краткосрочные курсы дуального обучения, сроком от 1 до 6 месяцев, на базе колледжей и учебных центров при предприятиях, вошедших в реестр НПП «Атамекен» (153 учебных центров).

Обучение могут проходить все безработные, самозанятые, которые нуждаются в получении востребованных на рынке труда навыков и знаний.

  Также для обучения рабочим навыкам в отдаленных сельских районах и селах в пилотном режиме запущены мобильные учебные центры.

На сегодня краткосрочное обучение сроком до 6 месяцев, осуществляется в 87 организациях ТиПО, в 7 мобильных учебных центрах в 5 пилотных регионах (Акмолинская, Актюбинская, ВКО, Костанайская, Мангистауская) и 32 учебных центрах при работодателях, вошедшие в реестр НПП «Атамекен».

С 1 сентября 2017 года на подготовку кадров с ТиПО направлены свыше 21 тыс. человек.

На 1 марта т.г. на профессиональное краткосрочное обучение направлены 3,9 тыс. человек.

По второму направлению расширены инструменты микрокредитования, как на селе, так и в городах.

Основной задачей является обеспечение доступности к микрокредитам самозанятых и безработных, включая тех, кто не имеет залогового имущества, для открытия своего дела или расширения существующего.

Микрокредиты предоставляются под 6% годовых, сроком до 7 лет, до 8000 МРП, при этом при недостаточном объеме залога будет применен механизм гарантирования кредитов до 85% для начинающих, и до 50% для действующих предпринимателей.

Обучение основам предпринимательства проводится через НПП «Атамекен» по проекту «Бастау - Бизнес».

В соответствии с Программой, микрокредитование в городах осуществляется через банки второго уровня, микрофинансовыми организациями (далее – МФО). Оператором выступает АО «ФРП «Даму».

В сельских населенных пунктах и малых городах микрокредитование осуществляется через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», кредитные товарищества и МФО. Оператором выступает АО «Аграрная кредитная корпорация».

Всего микрокредиты получили более 83 человек.

В рамках третьего направления Программы реализуются следующие задачи:

1) содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых: социальная профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства, поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, создание социальных рабочих мест, организация молодежной практики, организация общественных работ.

2) повышение мобильности трудовых ресурсов: в рамках задачи мобильности трудовых ресурсов предусматривается оказание мер государственной поддержки лицам, добровольно переселяющимся гражданам в регионы, определяемые Правительством. Это связано с обострением региональных диспропорций, которые будут усиливаться в перспективе.

Справочно: Правительством определены четыре региона приема внутренних переселенцев (Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области) и пять регионов выбытия (ЮКО, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская и Мангыстауская области).

3) создание единой цифровой площадки по трудоустройству. Создана Единая информационная база рынка труда, или Биржа труда, для поиска работы, поддержке в обеспечении занятости определенных категорий граждан и мобильности трудовых ресурсов.

Данная работа осуществляется на базе действующей платформы enbek.kz.

В рамках повышения мобильности трудовых ресурсов в трудодефицитные области переселено всего 90 семей (350 чел). Из числа переселившихся трудоспособными являются 164 человек, из которых трудоустроено 70 человек.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами также проводится работа по созданию новых рабочих мест.

На 1 марта 2018 года создано 29,6 тыс. рабочих мест, из них в сельской местности – 9,1 тыс. рабочих мест.

В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 4,4 тыс. рабочих мест, торговле – 4,3 тыс., в сельском хозяйстве – 1,5 тыс., в промышленности – 1,0 тыс.

Из общего количества созданных рабочих мест 88,2% – постоянные рабочие места (26 130 человек), остальные - временные и сезонные рабочие места.

По данным местных исполнительных органов на 1 марта 2018 года в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 63,9 тыс. безработных граждан, из них 49,7 тыс. (78%) трудоустроены.

По состоянию на 1 марта 2018 года Комплексным планом содействия занятости, утвержденным акимами регионов охвачено 76,6 тыс. чел. (план – 570,6 тыс. чел.) или 13% от плана, в т.ч. безработных (52,0 тыс. чел.), непродуктивно занятого (3,0 тыс. чел.) и лиц, ищущих работу (21,6 тыс. чел.).

Уровень безработицы в 4 квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года сохранен на уровне 4,9%.

Численность занятых увеличилась с 8 522,3 тыс. человек до 8 541,3 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 25,4% до 24,2%.

Уровень молодежной безработицы в 4 квартале 2017 года составил 4,1% (в возрасте 15-28 лет) (4 кв. 2016 года – 4,2%).

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства)

В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан ежегодно устанавливается квота на привлечение в республику иностранных специалистов.

Квота на привлечение ИРС на 2018 год была утверждена по видам экономической деятельности в размере 0,46 % к рабочей силе.

В вопросах привлечения ИРС приоритет отдается высококвалифицированным работникам. По состоянию на 1 февраля 2018 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Республики Казахстан действовало 22 388 разрешений иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности, из них, 84,8% специалистов (1-3 категории), 9,7% – квалифицированных рабочих (4 категория), 1,3% – сезонных иностранных работников, а также переводимые в рамках корпоративного перевода 4,5%.

Основными странами исхода трудовых мигрантов являлись Китай (9 012), Турция (2 294), Великобритания (1 261), Индия (1 138) и Украина (975).

По состоянию на 12 марта 2018 года местными исполнительными органами работодателям выдано и продлено 2 740 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которыми уплачен налоговый сбор в размере 1 млрд. 127 млн. тенге (1 127 755 510).

Ставки сборов за выдачу и продление разрешения на 2018 год установлены в размере от 137 МРП (329 485 тг.) до 250 МРП (601 250 тг.).

Переселение оралманов. С 1991 года по 2017 год на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 294 350 семей или 1 025 078 этнических казахов, в т.ч. за 2017 год 9 989 семей или 18 605 этнических казаха.

Большинство оралманов прибыли из Республики Узбекистан – 45,6%, выходцами из Китая являются – 43,6%, из Туркменистана – 3,2%, из Монголии – 2,4%, из России – 1,8% и 3,4% – из других стран.

Наибольшее количество оралманов расселились в Алматинской – 38,4%, Южно-Казахстанской – 18,2%, Мангистауской – 10,8%, Восточно-Казахстанской – 5,4% и в Жамбылской областях – 5,2%, в г. Астана – 6,5%.

Лица трудоспособного возраста составляют – 66,4%, моложе трудоспособного – 27,6% и пенсионеры – 6%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста по уровню образования 13,3% – имеют высшее образование, 22,7% – среднее специальное образование, 55,5% – общее среднее образование, 8,5% – не имеют образования.

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office prilozhenie_rus.doc141.5 КБ
Изменён 4 мая, 2018 - 15:10
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий