Вы здесь

О планируемой работе по пилотному внедрению центров тестирования навыков, профессиональной сертификации и разработки инструментов оценки для признания неформального и информального обучения

            О планируемой работе по пилотному внедрению центров тестирования навыков, профессиональной сертификации и разработки инструментов оценки для признания неформального и информального обучения в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест»

Бурное развитие технологий приводит к усилению конкуренции на рынке труда. Знания устаревают и теряют свою актуальность каждые несколько лет. Поддержание конкурентоспособности в такой динамичной ситуации требует непрерывного профессионального развития.

В ситуации, когда квалификации специалистов перестают соответствовать появляющимся требованиям, возникает дисбаланс, в результате которого, работодатель испытывает дефицит кадров, при высоком уровне безработицы. Для того, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, работающий человек должен периодически повышать и подтверждать свои квалификации. Развитие технологий не только приводит к быстрому устареванию знаний, но и создает новые возможности для обучения, которые выходят за границы формального образования. Именно поэтому на первый план во всех развитых странах выдвигается понятие обучения, которое осуществляется самим человеком, когда он занимает активную позицию в процессе обучения и берет ответственность за собственное профессиональное и личностное развитие. Здесь актуальность приобретает неформальное и информальное обучение. Неформальное обучение, это то обучение, которое можно получить на различных курсах, тренингах и на рабочем месте и подтвердить наличием официального документа (свидетельства). Информальное или спонтанное обучение, это неструктурированное обучение, оно осуществляется непрерывно, повседневно, на работе, в семье или проведением досуга. Это своего рода самообразование, которое человек может получить из литературы, онлайн курсов, через общение с коллегами, или ментором. Данные виды обучения являются неотъемлемой частью концепции  «обучения в течение всей жизни», что является гарантом непрерывного  совершенствования знаний, умений и навыков специалистов и повышения качества человеческого капитала в целом.

Для мотивации работников к постоянному обучению и совершенствованию, прежде всего необходимы механизмы официального признания результатов обучения, то есть сертификации, независимо от того, как и где происходило обучение. Если специалист знает, что навыки и знания, приобретенные путем неформального или спонтанного обучения будут признаны работодателем и приведут к продвижению, либо повышению уровня заработной платы, он будет серьезно мотивирован в своем развитии. По этой причине важной составляющей любой системы развитие рынка труда и образования является независимая система оценки и сертификации профессиональных квалификаций специалистов.

Возникает вопрос, неужели диплом об образовании более не является доказательством наличия необходимых компетенций? Как правило, диплом выдается организациями образования, то есть теми, кто обучал, что не является объективным. Также диплом выдается единожды, в то время как профессия развивается постоянно. Если диплом 10 или 20 летней давности, то знания и навыки, полученные во время обучения, теряют свою актуальность. В то время как при сертификации, оценку знаниям и навыкам специалиста дает профессиональное сообщество, либо ассоциация работодателей, которые ориентируются на реальные потребности в профессии.

Таким образом, система сертификации оценивает соответствие требованиям профессиональных стандартов, а не образовательных и дает соответствующую оценку специалисту. Для специалиста, который на рынке труда «продает» свою квалификацию, наличие независимого сертификата является своего рода показателем качества.

В Казахстане в 2011 году был запущен проект «Модернизация технического и профессионального образования», в рамках которого осуществлены мероприятия по совершенствованию инструментов оценки квалификаций, приведение этих инструментов в соответствие с потребностями работодателей и профессиональными стандартами. В 2012 году была разработана институциональная модель независимого подтверждения квалификации по ряду специальностей НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в трех сферах: горно-металлургической, туристской и нефтегазовой.

Развитие независимой системы сертификации продолжается в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест». Данный проект реализуется   с  2016 года согласно соглашению о займе между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития. Проект будет способствовать повышению производительности труда через построение ключевых составляющих элементов Национальной системы квалификаций, что включает развитие независимой системы сертификации.

Создание независимой институциональной структуры и практики будет проводиться посредством пилотного внедрения центров тестирования и профессиональной сертификации навыков на базе 9 отраслевых ассоциаций: нефтегазовой, горнодобывающей, туристической, машиностроительной, строительной и железнодорожной, легкой и пищевой, сельскохозяйственной. Будут использованы результаты Проекта «Модернизация технического и профессионального образования» по разработке и реализации институциональной модели функционирования системы независимого подтверждения квалификации.

В рамках Проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» будет сделан акцент на формирование общенациональных требований к квалификациям и сертификации специалистов/персонала, определен перечень сфер деятельности и регулируемых профессий, где будет выстраиваться система подтверждения и присвоения квалификации, разработан механизм обратной связи с сертифицирующими лицами, как в отраслевых центрах тестирования навыков так по окончанию краткосрочных курсов. Во все вышеуказанные процессы будут активно вовлечены работодатели.

Также, в рамках Проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» будет осуществляться работа по разработке инструментов признания неформального и информального обучения. Данное направление будет инновационным, так как в Казахстане неформальная форма обучения представлена в виде программ повышения квалификации, переподготовки кадров, курсовой подготовки и пока не существует инструментов для признания неформального и информального обучения.

При этом следует помнить, что система признания неформального и информального обучения требует большой работы по сбору документации и доказательств, необходимых для признания, подготовки членов оценочной комиссии. Данный процесс занимает длительное время и создание определенных условий. Недостаточно просто разработать эти инструменты, необходимы глубинные изменения, например, доверие между рынком труда и системой образования и обучения является необходимым условием для успешного применения этих инструментов.

Для этого необходимо будет изучить и обновить инструменты оценки квалификаций с учетом лучшего международного опыта, выработать рекомендации по совершенствованию методики разработки таких инструментов, в том числе для проведения оценки квалификаций на соответствие профессиональным стандартам. Пересмотреть процедуры оценивания и провести обучение местных экспертов, провести оценку и сертификацию квалификаций с использованием новых процедур и инструментов.  Провести анализ результатов оценки и сертификации и выработать рекомендации для политики системы сертификации квалификаций.

Подытоживая вышесказанное, развитие независимой системы сертификации будет иметь прямой эффект на формирование навыков и знаний среди трудоспособного населения Республики Казахстан.

Изменён 21 декабря, 2017 - 13:51
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Национальный план по обеспечению прав
Ящик идей
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
Новый национальный классификатор занятий