Вы здесь

Информация предоставляемая в соответствии со статьей 22 Устава МОТ Правительством РК по применению норм Конвенции «Об инспекции труда в промышленности и торговле» 1947 года (№81) ратифицированной Законом РК № 194-II от от 7.05.2001 года

По статье 1

В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан «международные договоры», ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами, и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Конвенция МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» 1947 года (№81) ратифицирована Законом Республики Казахстан от 7.05.2001 года № 194-II.

Во исполнение поручения Главы государства в рамках реализации 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ (шаг 83 «либерализация трудовых отношений») разработан новый Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее - Кодекс).

Кодексом расширены механизмы гибкого регулирования трудовых отношений, сняты ряд ограничений, препятствующих развитию предприятий, что в свою очередь положительно скажется на развитии предпринимательства, рынка труда, привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с выработанными подходами, концептуальная модель Кодекса строится на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений.

Кодекс дополнен, в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной конвенцией Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Предусмотрены иные формы государственного контроля в виде посещения, при которых не требуются предварительное уведомление работодателя и регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. По результатам иных форм контроля не возбуждается административное дело. Принятые поправки призваны повысить эффективность и результативность деятельности государственных инспекторов труда в принятии мер по профилактике, предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав работников, в том числе по недопущению наихудших форм детского труда.

Согласно статье 191 Кодекса государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда.

Правовой статус госинспекторов труда определен статьями 193 и 194 Кодекса.

В Кодексе, определяющий правовой статус, регулирующий деятельность госинспекторов труда полностью корреспондируется с положениями Конвенций МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Вместе с тем, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июня 2013 года                  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления» с 1 июля 2013 года функции государственной инспекции труда Министерства переданы в местные исполнительные органы.

По статье 2

Общее руководство деятельностью инспекции труда осуществляют Главные государственные инспектора труда, которые входят в состав Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

Главные государственные инспектора труда Комитета осуществляют методическое руководство и координацию деятельности местных исполнительных органов в области регулирования трудовых отношений путем запроса необходимой информации от местных органов по инспекции труда по вопросам трудовых отношений, координируют деятельность государственных органов по разработке технических регламентов в области безопасности и охраны труда, а также осуществляют координацию и взаимодействие в области обеспечения безопасности и охраны труда с другими государственными органами, а также с представителями работников и работодателей.

Контролю за соблюдением требований трудового законодательства со стороны государственной инспекции труда подлежат все организации вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности.

По статье 3

1. Основными задачами государственной инспекции труда являются обеспечение государственного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан; обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда; рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан. Кроме того инспектора труда дают разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию, информируют работодателей (их представителей) о выявленных нарушениях трудового законодательства в целях принятия мер по их устранению, выявляют причины и обстоятельства, приводящие к нарушениям трудового законодательства, дают рекомендации по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав работников и другие.

По статье 4

1. Государственная инспекция труда с 2013 года входит в состав местных исполнительных органов областей, гг. Астана и Алматы (акиматы).

По статье 5

1. На республиканском уровне действует Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан                                 (далее - Комитет), который возглавляет Председатель - Главный государственный инспектор труда Республики Казахстан.

За Комитетом оставлены функции: осуществление государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, обобщение, систематизация и анализ показателей, характеризующих состояние соблюдения трудового законодательства в Республики Казахстан, проверка деятельности государственных инспекторов труда местных исполнительных органов и оказание им методической и практической помощи в организации деятельности по осуществлению государственного контроля, рассмотрение обращений физических и юридических лиц, разработка и принятие мер по реализации мероприятий, направленных на усиление работы по предупреждению нарушений трудового законодательства.

Согласно статье 196 Кодекса государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами надзора и контроля, с представителями работников, общественными объединениями, другими организациями.  Государственные органы обязаны оказывать содействие государственному инспектору труда в выполнении задач по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

По статье 6

Сотрудники государственной инспекции труда являются государственными служащими, их деятельность реализовывается в составе местных исполнительных и иных государственных органов.

Государственные инспекторы труда при исполнении служебных обязанностей охраняются законом, и руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

По статье 7.

Государственные инспектора труда периодически, не реже одного раза в три года проходят обучение на курсах повышения квалификации, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее - Министерство).

Подбор и назначения кандидатов на должность государственного инспектора труда осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан
«О государственной службе», на конкурсной основе и квалификационных требований разработанных Комитетом.

Так, к кандидатам на занятие должности госинспектора труда предъявляются квалификационные требования в виде наличия высшего юридического, экономического, технического образования.

По статье 9.

При необходимости проведения экспертных работ инспектора труда имеют право приглашать технических экспертов и специалистов научно- исследовательского института по охране труда Министерства.

По статье 10 и 11 (с).

Численность госинспекторов равномерно распределена по 16 административно-территориальным единицам в зависимости от количества производственных объектов и работающих граждан, которая приведена в таблице.

Наименование

областей и

городов

Количество

инспекторов

(всего)

Количество подконтрольных

организации

Численность

работающих

(тыс.чел.)

2015

    2014

2015

     2014

2015

2014

Акмолинская

22

17

11801

11868

230117

280540

Актюбинская

16

12

8336

8560

290700

290600

Алматинская

13

17

16900

18129

648283

478500

Атырауская

11

12

7070

6433

183393

183393

ВКО

28

27

19510

17326

544881

544881

Жамбылская

14

13

6220

9643

270800

271200

ЗКО

16

16

6442

5665

233465

142600

Карагандинская

28

30

17296

16171

359949

361127

Кызылординская

10

8

6005

6005

226100

224900

Костанайская

16

16

8370

8157

198000

198000

Мангистауская

11

11

6743

7039

240837

240837

Павлодарская

12

13

13303

13303

301800

301800

СКО

10

12

25258

24105

136900

139950

ЮКО

19

19

30843

30843

659867

434098

г. Астана

12

12

22326

21968

232000

232000

г. Алматы

16

20

101611

98972

472400

760800

по республике

254

255

308034

304187

5229492

5085226

 

По статье 12, 16.

Согласно статье 193 Кодекса при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно посещать организации и предприятия в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан;

2) осуществлять иные формы контроля с посещением субъекта контроля;

3) запрашивать, и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций;

4) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания;

5) давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;

6) приостанавливать (запрещать) деятельность организаций, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и эксплуатацию оборудования, механизмов при выявлении их несоответствия требованиям нормативных правовых актов о безопасности и охране труда на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд;

7) запрещать выдачу и использование на рабочих местах специальной одежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих установленным для них требованиям;

8) изымать для анализа образцы специальной одежды, используемые или обрабатываемые материалы и вещества, с уведомлением об этом работодателя (его представителя) и составлением соответствующего акта;

9) расследовать в установленном порядке несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;

10) выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания на отстранение от работы работников, не прошедших обучение, инструктирование, проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, а также на привлечение виновных лиц к ответственности;

11) направлять в соответствующие правоохранительные органы и суды информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений трудового законодательства Республики Казахстан, неисполнения работодателями актов государственных инспекторов труда;

12) участвовать в проверке знаний по безопасности и охране труда;

13) проводить проверку на предмет соблюдения работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных законодательством Республики Казахстан о занятости населения и законодательством Республики Казахстан в области миграции населения;

14) осуществлять контроль за полнотой и достоверностью ведения работодателем внутреннего контроля по безопасности и охране труда;

15) взаимодействовать с гражданами и представителями работников при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан;

16) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

С 1 января 2016 года Республикой Казахстан принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, который регулирует общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор.

Во исполнение требований Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, Министерством утверждены Критерии оценки степени рисков,  направленные  на  максимальное  проведение профилактической и консультативной работы с работодателями, осуществление выборочных и внеплановых проверок на основании разработанных критериев оценки степени рисков.

 По статье 13.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях госинспекторы труда наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде предписания или наложения административного штрафа.

Так, в 2015 году государственными инспекторами труда проведена 11421 проверка, в ходе которых выявлено более 19,6 тыс. нарушений трудового законодательства.

По результатам выявленных нарушений на юридические и должностные лица организаций госинспекторами труда вынесено 7797 предписаний об устранении нарушений, и наложено 4296 штрафов на сумму 429,7 млн. тенге.

В силу сложившихся опасных условий труда, представляющих явную угрозу жизни и здоровью работников, госинспекторами труда были приостановлены 50 станков, машин и различных видов оборудования, производственных объектов и организаций. По требованию государственных инспекторов труда отстранены от занимаемых должностей 376 должностных лиц организаций, при этом в правоохранительные органы передано 1974 материалов, по которым возбуждено 180 уголовных дел, по отношению к лицам, допустившим серьезные нарушения норм трудового законодательства.

По статье 14

В соответствии со статьей 187 Кодекса работодатель о несчастном случае, связанном с трудовой деятельностью, немедленно в течение суток, по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду, сообщает:

1) в местный орган по инспекции труда;

2) в территориальное подразделение уполномоченного органа в области промышленной безопасности при несчастных случаях, происшедших на опасных производственных объектах;

3) в территориальное подразделение государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения о случаях профессионального заболевания или отравления;

4) представителям работников;

5) страховой организации, с которой заключен договор на страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

6) правоохранительному органу по месту, где произошел несчастный случай, и уполномоченным органам производственного и ведомственного контроля и надзора в случаях, подлежащих специальному расследованию.

По статье 18

За нарушение требований трудового законодательства Республики Казахстан, согласно законодательству Республики Казахстан применяются соответствующие меры в отношении виновных лиц.

По статье 19

Госинспектора труда местных органов по инспекции труда областей, гг. Астана и Алматы в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального Республики Казахстан об утверждении форм отчетности, представляют в Комитет один раз месяц, оперативные сведения о выявленных нарушениях трудового законодательства в организациях, сведения о травматизме, в том числе в организациях с иностранным участием и один раз в три месяца расширенную информацию о деятельности инспекции труда.  

Кроме того, сообщают сведения о результатах рассмотрения обращений физических и юридических лиц, акциях протеста по поручению министерства в установленные сроки.

По статье 24 и 26

Деятельность государственной инспекции труда при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства распространяется на все организации, вне зависимости от форм собственности. 

По статье 29

Действие настоящей Конвенции распространяется на всей территории Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 23 Устава МОТ копия доклада направлена республиканским объединениям работодателей и работников для рассмотрения.

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office doklad_81_konvenciya.doc99 КБ
Изменён 18 августа, 2016 - 17:19
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Проверка сведений о готовности к назначению с 1.01.2020
Проверка статуса
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий