Вы здесь

Т. Дуйсенова лично разъяснила жителям Актобе нормы нового Трудового кодекса, рассказала о развитии системы здравоохранения и социальном обеспечении

В ходе двухдневной рабочей поездки в Актобе Министр здравоохранения и социального развития РК Тамара Дуйсенова встретилась с жителями города и лично разъяснила нормы нового Трудового кодекса РК, рассказала об изменениях в системе оплаты труда гражданских служащих, о новой Государственной программе развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы и социальном обеспечении.

Сегодня на встрече с трудовыми коллективами города Тамара Дуйсенова разъяснила основные нормы нового Трудового кодекса РК, который был подписан Главой государства 23 ноября т.г.

«Государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей. Отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования, с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как найм, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда», - сообщила она.

Министр отметила, что для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договоры и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов. Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом законе «О профессиональных союзах».  

Основными нововведениями, предусмотренными Трудовым кодексом, являются:

1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.

Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу.

2. Введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации».

Расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

- закрытие структурного подразделения (цеха, участка);

- отсутствие возможности перевода работника на другую работу;

- письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.

При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.

Кроме того, работодателю предоставляется право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими).

3. Работодателю предоставляется право установления испытательного срока любым категориям работников.

Данное нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников ВУЗов и ТиПО, впервые приступивших к работе,  не способствуют трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели, как правило, не принимают их на работу.

4. Предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

Законом «О занятости населения», принятым Парламентом Казахстана 5 ноября т.г., предусматривается установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере 2-4% от общей численности работников, с созданием специальных рабочих мест. При этом предлагается субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованиям специального рабочего места инвалида.

В свою очередь в Трудовом кодексе предусматривается сохранение запрета на привлечение инвалида к сверхурочным работам. Без изменения остаются нормы о применении суммированного учета рабочего времени и сокращенном рабочем времени (не более 36 часов в неделю).

5. В вопросах оплаты труда работников в новом Трудовом кодексе предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников. 

Таким образом, работодателям и представителям работников предоставляется право регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени. При этом оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки.       

6. В целях усиления общественного контроля вводится институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусматриваются их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда.

На встрече с работниками бюджетной сферы Тамара Дуйсенова рассказала жителям Актобе о внедрении с 1 января 2016 года новой модели системы оплаты труда гражданских служащих. Она предусматривает разделение должностей гражданских служащих на четыре категории в зависимости от образования, квалификации, сложности и степени ответственности выполняемых работ: блок А - управленческий персонал, отвечающий за стратегию развития организации и принимающий управленческие решения; блок В - основной персонал, обеспечивающий реализацию основных функций организации; блок С - административный персонал, выполняющий административно-правовые и хозяйственные функции; блок D - вспомогательный персонал, реализующий вспомогательные и технические функции.

В результате внедрения новой модели системы оплаты труда ожидается дифференцированное повышение заработной платы работников основного персонала в зависимости от квалификации, от уровня образования, стажа работы и т.д.

На совещании с медработниками Министр разъяснила новую Государственную программу развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016-2019 годы, основными задачами которой являются: развитие системы общественного здравоохранения, совершенствование профилактики и управления заболеваниями, повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения, обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры. Главная цель программы - к 2020 году увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет.

Тамара Дуйсенова сообщила, что в рамках реализации данной программы в Казахстане будет создана система общественного здравоохранения, на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания.

Центральным звеном в системе организации медпомощи станет первичная медико-санитарная помощь (далее - ПМСП), в рамках которой планируется поэтапное увеличение объема медицинской помощи и перечня лекарственных средств для бесплатного амбулаторного лечения. Универсальность ПМСП будет обеспечиваться путем дальнейшего перехода к семейному принципу обслуживания (далее - СПО), предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. СПО будет осуществляться врачами общей практики или мульти-дисциплинарными командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере увеличения численности врачей обшей практики и роста их компетенции, они будут замещать мульти-дисциплинарные команды.

Также предусмотрено дальнейшее развитие транспортной медицины, в том числе санитарной авиации, скорой медицинской помощи и телемедицины, сети передвижных аптечных пунктов.

Специализированная медицинская помощь будет интегрирована со всеми службами здравоохранения. При этом предусматривается разработка и реализация специальных планов действий по основным социально значимым, неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны: острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, беременность и родовспоможение. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.

Наряду с этим, продолжится развитие высококвалифицированной специальной медицинской помощи с привлечением лучших мировых практик.

С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, до конца 2015 года будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (далее - КНФ). Он будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, КНФ станет большим справочником, как для врачей, так и для граждан страны.

В целях обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения с 2017 года в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование. Государство будет осуществлять взносы за 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя.

Ставки взносов будут повышаться поэтапно: для государства от 4% в 2017 году до 7% в 2024 году, для работодателя от 2% в 2017 году до 5% в 2020 году, для работника с 1% в 2019 году до 2% в 2020 году, для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) от 2% в 2017 году до 7% в 2020 году. Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, для работников и самозанятых граждан - при исчислении индивидуального подоходного налога.

27 ноября Тамара Дуйсенова проведет совещание по вопросам обеспечения занятости с участием заместителей акимов районов и городов, представителей областного управления координации занятости и социальных программ.

На встрече с ветеранами, инвалидами, пенсионерами и представителями неправительственных организаций Министр даст разъяснения по вопросам предоставления специальных социальных услуг, а также по вопросам назначения и выплаты государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Так, с 1 января 2016 года размеры вышеуказанных пособий будут повышены на 7% в связи с изменением величины прожиточного минимума.

Кроме того, во исполнение поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», с 1 января 2016 года размеры данных пособий будут увеличены еще на 25%.

Напомним, 10-11 ноября Тамара Дуйсенова провела разъяснительную кампанию в Астане, 12-14 ноября – в Алматы, 15-16 ноября – в Шымкенте. В начале декабря Министр посетит Павлодар.

Изменён 26 ноября, 2015 - 15:30
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий