Вы здесь

Рекомендации панельной сессии «Глобальная безработица: комплексные пути решения» VI Астанинского экономического форума (22-24 мая 2013 года)

В XXI веке мировое сообщество сталкивается, и будет сталкиваться с новыми проблемами в области занятости, рынка труда, социальной защиты трудящихся. Эти проблемы во многих случаях могут быть разрешены усилиями самих национальных правительств, национальными союзами работников, работодателей, различными трехсторонними соглашениями, коллективными договорами.

Однако, Мировой финансовый, и как его следствие, экономический и социальный кризисы, случившиеся после 2007 года, показали тесную взаимозависимость национальных экономик. В настоящий период ни одна страна не может успешно решить проблемы безработицы и социальной защиты своих работающих граждан без координации своих усилий с соседними странами, со странами, имеющими не только общие границы, но и общие рынки труда, приобретающими в определенных случаях глобальный характер. Профессиональные рынки труда программистов, финансистов, рабочих занятых в нефтяном секторе и т.д. являются этому подтверждением.

Международные признанные институты, появившиеся в начале 20 столетия  - МОТ, ООН, МОМ и в начале нынешнего, как например G-20, играют важную роль  в решении проблем труда, занятости, социальной защиты населения. К числу их важных инициатив и достижений следует отнести реализацию на мировом уровне таких программ как, например, Глобальный пакт о рабочих местах (Global Jobs Pact).

Важным инструментом формирования мировой политики на современном этапе являются результаты решений ежегодно проводимых мировых экономических форумов как Давосский, Санкт-Петербургский и другие. К числу подобных форумов стал относится также и Астанинский экономический форум на площадке которого встречаются первые руководители различных стран, лауреаты Нобелевских премий, руководители международных организаций, министры различных ведомств, всемирно известные ученые экономисты.

Особой чертой VI Астанинского экономического форума стала организация и проведение специализированной панельной сессии, посвященной проблемам Глобальной безработицы и комплексным путям ее решения. Участники сессии, в их числе: лауреат Нобелевской премии по экономике, первые руководители региональных подразделений МОТ, министры труда Казахстана, Украины, Таджикистана и Республики Татарстан, представители Министерства труда Российской Федерации и другие ученые, специалисты в области труда и занятости подтвердили  особую важность решения проблемы безработицы в ее глобальном и национальном контекстах.

 

 В области занятости

Проблемы и вызовы, связанные с решением глобальной занятости огромны, остры и продолжают расти. Несмотря на то, что с начала глобального кризиса прошло пять лет, восстановление экономического развития произойдет не скоро. Как показал отчет МОТ по Глобальному тренду занятости, уровень безработицы в мире растет. Если в 2012 году в мире было 197 миллионов человек без работы, то в ближайшие пять лет их число предположительно возрастет до 210 миллионов. В настоящий период в мире численность безработных выше в сравнении с 2007 годом на 28 миллионов. Из всех безработных около 75 миллионов это молодые люди, причем многие из них никогда не имели шанса работы.

Высокое неравенство доходов как следствие предыдущего десятилетия, спад потребительского спроса на фоне высокой безработицы и недостаток доверия со стороны потребителя в контексте высокой неопределенности подрывают будущие перспективы экономического оживления и роста.

Проанализировав влияние кризиса на занятость, Отчет МОТ за 2013 год “Глобальные тренды занятости” выявил, что макроэкономическая несбалансированность очень сильно отразилась на рынках труда. 

В целом на основе результатов вышеназванного Отчета, а также Резолюции по Кризису безработицы среди молодых, Рекомендаций по Социальной защите от 2012 года и Заключения Европейского Регионального Собрания 2013 года необходимо на национальном и международном уровнях реализовывать следующие решительные  действия:

  1. Создание лучшего инвестиционного климата для создания рабочих мест.

Для создания эффективных рабочих мест необходимо стимулировать развитие частного сектора. Это требует формирование такого климата, когда инвестиции и потребность в них дружны и не противоречат друг другу. Правительственная политика должна быть согласованной и иметь предсказуемые планы. Необходимо провести финансовые реформы, способствующие восстановлению работы банковского сектора в части поддержки инвестиций и предоставления кредитов. Политические деятели должны сфокусироваться на  растущей проблеме молодежной безработицы.

  1. Формирование стимулов глобального спроса.

В настоящий период высокая безработица снизила реальную заработную плату во многих развитых странах, снизив таким образом поддержку со стороны частного потребителя, который и мог бы стимулировать экономический рост. Это также заостряет вопросы неравенства доходов и заработной платы.

Растущий потребительский потенциал среднего класса в развивающихся странах это тот позитивный фактор развития, который может стать важным двигателем роста мировой экономики, хотя и не столь быстрым и немедленным.

  1. Сбалансировать рынок труда и структурное изменение.

Продолжительный и глубокий кризис рынка труда усиливает его несбалансированность. В этой связи целенаправленное образование, подготовка и переподготовка и их стимулирование, являясь частью широкого пакета возможных политик на рынке труда, могут адресно помочь безработным решить эту проблему. Это помогает работникам быстро переориентироваться и найти новые возможности в области поиска работы.

  1. Социальный диалог.

Необходимо и обязательно поддерживать трехсторонний социальный диалог между Правительством и независимыми профессиональными союзами, союзами работодателей как средство прочных и надежных решений в период кризиса. Социальный диалог это хороший инструмент разделения ответственностей в период кризиса, когда позиции партий поляризуются.

  1. Молодежное предпринимательство и самозанятость.

Молодые люди часто имеют потенциал стать успешными предпринимателями, но не имеют бизнес-образования и капитала для создания собственного дела.

Правительства и социальные партнеры должны создать среду, которая позволит молодым людям реализовать их бизнес-идеи и минимизировать ошибки.

 

В области социального страхования и защиты

 

На глобальном уровне

Перед мировым сообществом и, в частности, на международных саммитах ООН, G-20 должны быть выдвинуты задачи по разработке в будущем комплексной системы управления социальными рисками трудовых мигрантов. Данная система должна включать такие институты как Глобальный фонд социального страхования и защиты трудовых мигрантов и Международные фонды социального страхования и защиты трудовых мигрантов. Эти фонды должны формироваться не только по профессиональному признаку (в целях проведения объективных актуарных расчетов, при оплате страховых премий и выплате возмещений), но и по региональному.

На международном уровне

Необходимо отметить, что если формирование Глобального фонда социального страхования и защиты трудовых мигрантов должно являться стратегической целью на ближайшие 5-10 лет, то формирование Международных фонды социального страхования и защиты трудовых мигрантов в рамках, например, существующих: Таможенного союза или Единого экономического пространства (ЕЭП), НАФТА, АСЕАН и других международных содружеств является уже объективной потребностью.

С учетом выводов девятого Европейского Регионального Совещания МОТ, принятых в 2013 г, и «Глобального пакта о рабочих местах», принятого всеми странами-членами МОТ на саммите по Глобальному кризису занятости в июне 2009 г и утвержденного Экономическим и социальным советом ООН, приняли следующие рекомендации:

  • благоприятствовать достойному труду и процессу создания рабочих мест посредством:
  • макроэкономической политики, стимулирующей занятость, и инвестиций в реальную экономику;
  • благоприятных условий для предприятий ВКЛЮЧАЯ малое и среднее предпринимательство (МСП);
  • соответствующих стратегий, ориентированных на повышение конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития при соблюдении основополагающих принципов и прав в сфере труда;
  • содействовать стратегиям, способствующим совершенствованию оплаты труда и преодолению гендерного разрыва;
  • оказывать помощь лицам, ищущим работу, в первую очередь ориентированным на потребности молодых и пожилых работников и стимулирующим участие женщин в составе рабочей силы;
  • решать проблемы, связанные с несоответствием профессиональных квалификаций и навыков работников потребностям рынка труда;
  • содействовать адекватным и стабильным системам социальной защиты;

К обсуждению международной конференции в рамках YII Астанинского экономического форума в 2014 году предлагается тема: «Социальное партнерство. Распределение ответственности по обеспечению продуктивной занятости и расширению достойного труда».

Изменён 3 сентября, 2013 - 11:23
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Проверка сведений о готовности к назначению с 1.01.2020
Проверка статуса
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Борьба с наихудшими формами детского труда
Информационная кампания "Безопасный труд"
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий