Вы здесь

Эксклюзив общественно-политического еженедельника Central Asia Monitor.

Central Asia Monitor

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК 

№6 (9). 11 февраля 2005 г.

 

ЭКСКЛЮЗИВ

Министр труда и социальной защиты населения РК Гульжан Карагусова: "Я за достойное социальное обеспечение человека"

В нашей читательской почте немало писем о том, как обеспечить себе безбедную старость, как разобраться с многоуровневой системой социального обеспечения, с законодательством о труде и так далее. Естественно, что все эти вопросы порождены дальнейшим углублением социальных реформ в стране. Поэтому мы решили эти вопросы адресовать министру Г. Карагусовой.

- Гульжан Джанпеисовна, с этого года в республике начал действовать закон об обязательном социальном страховании. Участниками системы должны стать все работающие граждане, в том числе самозанятые. Как будут перечислять страховые взносы, например, торговцы на рынках, "челноки"? Не получится ли так, что большая группа людей окажется не охваченной системой обязательного социального страхования так же, как и накопительной пенсионной системой?

- Вы затронули весьма актуальную проблему. Дальнейшее углубление социальных реформ предполагает расширение охвата граждан страны системой социального обеспечения. Именно с этой целью вводится трехуровневая система социального обеспечения. Первый - базовый уровень социального обеспечения (базовые пособия по инвалидности, потере кормильца, базовое пенсионное пособие и государственное пособие на погребение) будут определяться на основе прожиточного минимума и предоставляться соответствующим категориям граждан независимо от трудового стажа и заработка.

Наряду с этим для повышения уровня социального обеспечения, привлечения дополнительных источников финансирования и распределения ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и работником непосредственно вводятся дополнительные уровни социального обеспечения:

- второй уровень связан с переходом к социальному страхованию и правом участников системы обязательного социального страхования на выплаты из страховых фондов в случае наступления социальных рисков;

- третий уровень социального обеспечения связан с развитием схем добровольного социального страхования, формированием добровольных пенсионных накоплений, страхованием ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

При этом участниками системы обязательного социального страхования явятся все работники организаций, уплачивающих социальный налог (кроме работающихпенсионеров), а также самостоятельно занятые лица (включая иностранцев и лиц без гражданства), которые или за которых производились социальные отчисления. 

Добровольное социальное страхование так же, как и добровольное пенсионное накопление, - право и возможность каждого.

В том случае, если гражданин, полагаясь на "авось",  думает только о сегодняшнем дне и не заботится о перечислении страховых взносов, он сможет рассчитывать только на базовый уровень социального обеспечения, и, наоборот, если он принимает участие в страховых накоплениях, он будет иметь достойное социальное обеспечение.

Что касается механизма перечислений страховых взносов предпринимателями и самозанятыми лицами, то он предусмотрен Налоговым кодексом, равно как и порядок контроля за перечислениями. Более того, в настоящее время рядом нормативных правовых актов ужесточен контроль за соблюдением законодательства в этой части, что привело в 2003-2004 годах к значительному сокращению недоимки по накопительным пенсионным взносам.

- Сама по себе идея этого закона - страхование социальных рисков (потеря работы, трудоспособности, кормильца) и получение права на дополнительные социальные выплаты при их наступлении - хороша. Но не приведет ли это к увеличению налогового бремени на предпринимателей и увеличению теневого сектора экономики?

- Плательщиком отчислений на социальное страхование в Казахстане являются работодатели. Международный опыт свидетельствует, что в ряде стран взносы на социальное страхование уплачивают и работодатели, и работники. Однако в Казахстане, с учетом относительно невысоких доходов населения, на первом этапе внедрения социального страхования отчисления делают только работодатели. Объектом исчисления платежей в ГФСС являются "расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги". Данный вид отчислений не окажет дополнительной нагрузки на работодателя, так как взносы будут производиться за счет снижения ставки социального налога.

Объектом для исчисления социальных начислений самостоятельно занятого лица являются получаемые им доходы. В связи с этим  в Налоговый кодекс Республики Казахстан внесены соответствующие изменения и дополнения.

- Во многих организациях допускаются нарушения трудового законодательства. Поэтому читателям небезынтересно узнать:
- ведется ли мониторинг нарушений трудового законодательства?
- поступают ли в министерство и его территориальные органы письма и обращения граждан с жалобами на имеющие место в организациях и учреждениях нарушения трудового и социального законодательства?
- какие в связи с этим принимаются меры?

- существует ли общественный контроль за соблюдением мер по безопасности и охране труда?

- Как правило контроль за соблюдением законодательства о труде государственными инспекторами труда осуществляется посредством проверок по заранее утвержденному плану. 

Вместе с тем необходимо отметить и значительное количество внеплановых проверок, проводимых в связи с поступлением обращений граждан по тем или иным нарушениям законодательства о труде. В 2004 году рассмотрено 10 761 заявлений и обращений граждан.

По результатам выявленных нарушений, в том числе и по обращениям граждан, в отношении юридических и должностных лиц организаций госинспекторами труда вынесено 20 978 предписаний об устранении нарушений, а также наложено 4743 штрафа на общую сумму 63,3 млн. тенге.

Кроме того, в силу сложившейся явной угрозы жизни и здоровью работников на рабочих местах госинспекторами труда было приостановлено 3138 единиц различных механизмов, станков и оборудования и 154 производственных объекта, от работы освобождены 404 ответственных лица организаций, а по материалам, направленным госинспекторами труда в правоохранительные органы, в отношении 115 должностных лиц возбуждены уголовные дела.

Одним из эффективных методов обеспечения безопасности и охраны труда является переход на международные стандарты. Успешный опыт внедрения международного стандарта OHSAS 18001 нашел свое продолжение на предприятиях АО ССГПО, «Костанайжолдары», «Костанайские минералы» в Костанайской области.

Общественный контроль в области безопасности и охраны труда согласно закону о безопасности и охране труда является правом работников и осуществляется в организации общественными инспекторами по охране труда, назначаемыми профсоюзным органом организации, а при его отсутствии - общим собранием работников.

- Какие меры предпринимает ваше ведомство в связи с имеющими место на крупных предприятиях добывающей, нефтегазовой отраслей несчастными случаями?

- С сожалением можно констатировать, что несчастные случаи имеют место в работе указанных отраслей. Особой степенью тяжести отмечается трагедия, произошедшая на шахте в Карагандинской области. В таких ситуациях в экстренном порядке издается приказ министра о создании Государственной комиссии с привлечением компетентных органов для проведения расследований и установления причин возникновения несчастных случаев, приводящих к гибели людей. В установленном законодательством порядке пострадавшим семьям выплачиваются компенсации, обеспечиваются меры социальной защиты.

 В плановом порядке государственными инспекторами труда регулярно проводятся комплексные проверки за соблюдением законодательства о труде, охране труда и занятости населения организациями различных отраслей экономики (горно-металлургической, нефтегазовой, железнодорожной и строительной).

По результатам комплексных проверок организаций нефтегазовой отрасли в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях были выявлены серьезные нарушения. Практически на всех предприятиях нефтегазовой отрасли не пересмотрены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы безопасности и охраны труда с учетом изменений, внесенных в законодательство Республики Казахстан.

В 2004 году была проведена комплексная проверка организаций строительной отрасли, в которых выявлено 7788 нарушений трудового законодательства.

По всем выявленным нарушениям применены меры административного воздействия к юридическим и должностным лицам.

- На заработки в нашу страну приезжает много иностранцев. Регулируется ли этот процесс? Охвачены ли мигранты системой социальной защиты?

- Привлечение иностранной рабочей силы в республику осуществляется в соответствии с установленной правительством квотой на привлечение иностранной рабочей силы.

Вопросы привлечения иностранной рабочей силы регулируются правилами определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.

Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдает уполномоченный орган по вопросам занятости при наличии свободных рабочих мест и отсутствия возможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка труда в пределах квоты, распределяемой по регионам министерством, при этом лицо, которому выдается разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, является непосредственно работодателем. Выданное разрешение действует только на территории соответствующей области, городов Астаны или Алматы и не подлежит передаче другим работодателям. 

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан. Поэтому при осуществлении контроля за соблюдением трудовых прав работников одинаково защищаются права, как граждан Республики Казахстан, так и иностранных граждан.

- Соблюдается ли закон о труде в вашем министерстве? Имеют ли сотрудники Министерства возможность ежегодно использовать трудовой отпуск? Осуществляется ли и на каких условиях оплачивается сверхурочная работа, работа в выходные дни?

- Прием граждан на государственную службу в Министерство труда и социальной защиты населения РК, условия труда и отдыха, организация служебной карьеры и прекращение государственной службы регламентируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе. В части отношений, не урегулированных законодательством о государственной службе, в силу вступают нормы трудового законодательства Республики Казахстан.

В министерстве соблюдаются трудовое законодательство и нормы законодательства о государственной службе. Нас, так же, как и любой другой государственный орган, проверяют различного рода комиссии. Ни в одном из заключений проверяющих не отмечены факты нарушений законодательства.

Работникам министерства ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью в тридцать календарных дней с выплатой пособия на оздоровление.

Для выполнения неотложной и ранее непредвиденной работы особой важности по приказу министра отдельные административные государственные служащие привлекаются к работе в выходные дни, что компенсируется в соответствии с трудовым законодательством РК. В зависимости от результатов и качества работы в министерстве используется система материального стимулирования.

- В одном из своих выступлений вы говорили, что в настоящее время государство не всегда может обеспечить достаточные условия для достойной старости. Не будет ли рассмотрен вопрос о принудительном взыскании алиментов с детей для оказания необходимой социальной помощи родителям? Нет уверенности в том, что в каждом отдельном случае дети располагают такой возможностью.

- Старение населения - одна из общемировых проблем. У нас, в Казахстане, оно не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Однако и у нас в настоящее время каждый десятый житель находится в пожилом возрасте. При этом если ещё в 1989 году доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляла 5,5% от общей численности жителей Казахстана, то в 2004 году уже 7,5%.

В целях обеспечения достойной старости государство принимает значительные усилия: пересматриваются в сторону увеличения государственные социальные стандарты, ежегодно повышаются пенсии и социальные пособия, создается многоуровневая система социального обеспечения, принимаются меры по реабилитации инвалидов, совершенствуется оказание социальной помощи.

Только в текущем году солидарные пенсии проиндексированы с опережением инфляции, социальные пособия инвалидам увеличились на 50%, пособия по потере кормильца - на 20%, значительно повышены пособия Ветеранам ВОВ, введено специальное государственное пособие для всех тружеников тыла.

Определенная часть одиноких пожилых людей, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в  систематическом уходе, находится на полном государственном обеспечении в специальных стационарных учреждениях (дома-интернаты). В настоящее время функционирует 79 домов-интернатов, в которых проживают более 17 тыс. человек. Многие учреждения данного профиля расширяются и реконструируются. Создаются дома малой вместимости, где условия пребывания приближены к домашним. Что же касается частичной оплаты медико-социальных услуг в государственных домах-интернатах, то в рамках действующего в настоящее время социального законодательства это исключено.

Что касается ответственности детей за заботу о родителях, то это предусмотрено Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «О браке и семье». Порядок реализации этой ответственности и принудительного взыскания алиментов в пользу родителей - не входит в компетенцию нашего министерства.

Однако с позиций Человека и Гражданина, с учетом национальных традиций я просто призываю к уважительному и бережному отношению к старости!

- Оправдало ли себя введение адресной социальной помощи?

- Мониторинг назначения и выплаты адресной социальной помощи на республиканском и региональном уровнях убеждают в правильности перехода от всеобщего патернализма к адресной заботе о малоимущих гражданах.

Во-первых, за время действия закона уменьшилась численность малообеспеченных граждан с 10,2 % на начало 2002 года до 3,9 на 1 января 2005 года.

Во-вторых, расширилось применение активных форм борьбы с бедностью, таких как создание рабочих мест, профессиональное обучение и переобучение, организация общественных работ.

В-третьих, практика оказания адресной социальной помощи ускорила принятие дополнительных мер по социальной защите материнства и детства. В 2003 году в республике введены выплаты пособий на рождение ребенка в размере 15-кратного месячного расчетного показателя за счет средств республиканского бюджета. Эти пособия выплачиваются независимо от дохода семьи.

Министерством разработан и внесен на рассмотрение парламента РК проект закона РК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», предусматривающий при сохранении пособия на рождение ребенка введение пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года независимо от дохода семьи и детских пособий на детей из малообеспеченных семей до достижения ими 18 лет с учетом среднедушевого дохода семьи.

С учетом накопленного опыта и рекомендаций международных институтов полагаем, что необходимость оказания адресной социальной помощи сохранится, однако ее идеология меняется. Как отмечено в последнем выступлении Президента РК, помощь и поддержка должны предоставляться тем, кто не может работать. В отношении трудоспособных будут расширяться возможности для повышения свои доходов через занятость.

- Гульжан Джанпеисовна, как вы относитесь к монетизации льгот? В России отмена натуральных льгот и их замена денежной компенсацией идёт в настоящее время с большим трудом. Не обращались ли в связи с этим к вам ваши российские коллеги с просьбой поделиться опытом, поскольку у нас монетизация льгот не вызвала такого неприятия, как в России?

- Действительно, в Казахстане еще в 1999 году предоставление натуральных льгот заменено выплатой специальных государственных пособий. В настоящее время спецгоспособие получают 17 категорий граждан (в том числе участники и инвалиды войны, многодетные матери, инвалиды, труженики тыла и др.), нуждающиеся в поддержке государства. Размеры данных денежных пособий ежегодно увеличиваются с учетом изменений величины месячного расчетного показателя, утверждаемого при рассмотрении республиканского бюджета на соответствующий год. 

В текущем году, например, до 15 месячных расчетных показателей повышены размеры специальных государственных пособий инвалидам и участникам войны (были 5,8 и 7,1 соответственно), введены специальные государственные пособия для всех тружеников тыла.

Монетизация льгот при переходе к рыночной экономике неизбежна, ибо рыночные условия требуют адекватной системы социальной защиты.

Эта мера позволяет обеспечить равный доступ к государственной помощи для всех социально-уязвимых слоев, независимо от того, где они проживают и какими социальными услугами пользуются. В условиях предоставления натуральных льгот отдельные категории малообеспеченного населения - горожане, лица, имеющие относительно больший доступ к услугам здравоохранения, образования, пользующиеся жилищно-коммунальными услугами и т.д. -  имели определенные преимущества по сравнению с такими же по достатку категориями населения, проживающими в иных условиях.

С монетизацией льгот создаются условия для более рационального расходования бюджетных средств.

 Надо признаться, что и у нас на первых порах монетизация льгот не всегда находила правильное понимание. В министерство поступало много писем и обращений граждан, общественных объединений, которые настаивали на возврате натуральных льгот. В настоящее время люди, особенно проживающие в сельской местности, которые годами имели лишь номинальные льготы, но не могли ими пользоваться, оценили правильность введения денежной компенсации.

Что касается обмена опытом, то в рамках интеграции стран СНГ этому уделяется значительное внимание.

- Спасибо за интервью.

Вопросы редакции задавал Бигельды Габдуллин

Изменён 11 февраля, 2005 - 06:00
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий