Вы здесь

Материал ЗАО Хабар . Жетi кун, 19 декабря 2004 года. ГОСТЬ ПРОГРАММЫ – ГУЛЬЖАНА КАРАГУСОВА, МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Материал ЗАО Хабар .  Жетi кун, 19 декабря 2004 года.  

 

ГОСТЬ ПРОГРАММЫ – ГУЛЬЖАНА КАРАГУСОВА, МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

- Гульжана Джанпеисовна, новая социальная реформа в Казахстане - это прежде всего увеличение государственных пособий тем, кто нуждается в социальной защите, или она коснется каждого жителя страны?

- Во-первых, это не новая социальная реформа, это углубление тех реформ, которые были начаты в 1998 году. Почему президент поставил перед нами такую задачу - потому что прошел определенный период, и мы должны проанализировать все, что у нас есть, и самое главное - определить, как это будет развиваться в будущем. И вы правильно сказали, эта реформа практически коснется каждого человека в настоящем и будущем. Вот исходя из это и была построена новая система социального обеспечения, в которой четко все социальные выплаты направлены на выполнение тех гарантий, которые государево в конституции провозгласило, а именно, мы все социально уязвимые слои населения должны обеспечить социальными выплатами не ниже прожиточного минимума. И во вторых, мы самим соц. обеспечением заинтересовываем людей участвовать легально в процессе производства и самим думать о своем будущем.

- С нового года меняется базовый социальный показатель: прожиточный минимум вместо месячного расчетного показателя.

- Да, с 2006 года. Как поясняли в интервью специалисты вашего министерства, это позволит чиновникам иметь более реальное представление об уровне жизни при начислении пособий. Сейчас прожиточный минимум составляет чуть больше 5 тысяч тенге. Насколько реален этот показатель и можно ли протянуть на эти деньги так скажем целый месяц. И второй вопрос. Будет при начислении пособий учитываться регион, в котором живет человек, ведь понятно что жизнь в Атырау дороже чем в Уральске или, скажем, Астане дороже, чем в Усть-Каменогорске…
Я хочу сказать, само название прожиточный минимум говорит, что это физиологический минимум для человека, чтобы он мог минимально восполнить свои затраты в течении месяца. Плюс некоторую сумму тех непродовольственных товаров, которые нужны. Я еще раз подчеркивают – это минимум. И поэтому, исходя из этого и международного опыта и стандартов, которые мы вкладывали в эту новую методику, прожиточный минимум не зависит от развития государства. Хорошее, бедное, богатое минимум остается тем минимумом, который необходим. Другое дело, что уровень прожиточного минимума каждое государство, исходя из своих соображений, устанавливает самостоятельно. Ну например, в Америке это три минимальных потребительских корзины. Пока мы его берем усредненным и он вообще корректируется каждый квартал. Сейчас я не могу сказать абсолютно точно, при дальнейшем анализе развития социально экономических показателей государева, может быть, для отдельных регионов и будем корректировать, но с другой стороны это не оправдано, потому что риск старости одинаков для всех…

- Каким образом теперь семьи будут причислять к малообеспеченным, и упроститься ли оформление документов для получения права на социальные пособия?

- Пособий каких? Если вы говорите об адресной социальной помощи, пособия домохозяйствам - это, как международные эксперты говорят, самый последний круг социальной помощи, на который может рассчитывать любая семья, доходы которой не превышают ту черту бедности, которую мы установили.
Сам процесс оформления адресной помощи настолько транспорентнен и упрощен, что даже международные эксперты удивляются, что у нас это называется бедностью. Мы ее называем относительной бедностью, потому что та же бедность в Китае, когда выплачивают пособия – это прежде всего, недоступность к образованию, то есть когда у человека нет ничего. У нас же, как правило, в малообеспеченные семьи попадают те, у которых есть квартира, участок. Поэтому мы говорим, что это относительная бедность. И так практически все упрощено, весь процесс, но упростить просто мы не можем, вообще свести на ноль, потому что это деньги государства, это наши с вами деньги и за них мы должны отчитываться.

На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев, встречаясь с депутатами фракции партии «Отан», отметил, что в предложениях политических партий есть «рациональные зерна». Что касается социальных инициатив, то, по мнению президента, заслуживают внимания предложения партии «Асар». Партия, например, предлагала увеличить пособия ветеранам Великой Отечественной и приравненных к ним участникам локальных войн, также выплачивать специальные пособия труженикам тыла - всем половина МРП, кто родился до 1932 года. Как решаются эти вопросы?

Вы знаете, что на открытии сессии Парламента президент уже сказал и в своем послании еще раньше: во первых, спецгоспособия участникам и инвалидам ВОВ повышаются в два раза – 15 МРП с 2005 года к пенсии или госсоцпособиям они будут ежемесячно получать. Это порядка 15 000 тенге. И про тыловиков тоже президент сказал. Но мы не стали ограничиваться годом, потому что даже в процессе обсуждения мы стали получать письма, что есть те, кто родились и позже и раньше, но все равно работали в тылу. Поэтому мы упростили сам порядок подтверждения, что человек работал действительно в тылу. Любой, кто проработал в тылу 6 месяцев, начиная с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года, будет поучать спецгоспособия в размере 1 МРП.

- Проблем не возникнет с доказательством этого права на получения пособия?

- Мы максимально постарались учесть все. Если нет справки, но есть комсомольские билеты и там написано, что он сдавал взносы, значит, он работал, или партийный билет или, копия трудовой книжки, или свидетельские показания какие- то, или создаются специальные комиссии при акиматах, где при двух свидетелях будет подтверждаться, что человек шесть месяцев проработал, последнее – это суд. То есть мы все максимально учитываем!

- Предполагается, что через год (в 2006) государственные пособия многодетным матерям увеличатся в 2 раза. Сколько они будут получать, и упразднят ли эти выплаты, если снова будут введены пособия на детей до 18 лет?

- Да, действительно, с 2006 года увеличатся пособия многодетным матерям, тем, кто имеет четырех и более детей, кто имеет подвеску «Алтын Алка» и «Кумыс алка». Сейчас они получают 1,9 МРП, в будущем будут получать 4 МРП. Это около 4000 тенге. Это раз. Во вторых, в Парламенте уже находиться закон о поддержке семей с детьми, в котором есть два вида пособий. Одно – детям, как вы говорите до 18 лет, малообеспеченным семьям будут выплачиваться в размере 3 МРП, но это будет тоже делаться исходя из доходов семьи. Методика определения совокупного дохода отработана в течении трех лет, упростилась и стала транспорентной.

- А упразднять пособия многодетным матерям не будут?

- Нет, нет это разные виды пособий. То есть будут одновременно получать… Да, конечно.

- Как будет контролироваться исполнение социальной программы, насколько известно, деньги для ее реализации выделяются огромные?

- На реализацию всей этой программы в течении трех лет из гос. бюджета будет выделяться 202 миллиарда тенге. 90 % - это увеличение социальных выплат. Вот в частности, с 2005 года увеличение пособий инвалидам всех категорий и по потере кормильца. Вы говорите как будет идти контроль? Вот у нас по пенсиям единая база данных создана, и контроль там осуществляется абсолютно просто и регулярно. Мы отчитываемся за каждую копейку. Аналогично по инвалидам будет более уточненная база данных, которая будет создана в течение 2005 года. Поэтому мы либо можем планировать точно и иметь дефицит, а чтобы закрыть его надо бегать в парламент и уточнять бюджет – это очень тяжелый путь, и за это время люди будут недополучать, либо мы заранее какую-то определенную суму, предполагая что база будет не точной, мы ее так сказать планируем. В международной практике это должно вписываться по тем ресурсам – 2 % от всей базы. Мы в течении этих двух лет и находимся в этих 2 %.

- На чей опыт ориентируется социальная политика Казахстана – Европы, Америки, Азиатских стран?

- Вы знаете, в основе у нас нет какой- либо модели. Мы только берем принципы, потому что, я вот поделюсь с вами, Данил ,последний раз мы прочли отчет всемирной ассоциации социального обеспечения, где четко написано – нет совершенной пенсионной системы, и та и другая имеет недостатки, и нет совершенно эффективной модели социальной защиты, которую бы можно было распространить на все страны. Мы рассмотрели весь опыт и пытались адаптировать под то, что у нас есть – финансовая устойчивость, относительную социальную справедливость и распределение ответственности, но это не значит, что наша модель совершенная. Она будет дальше совершенствоваться. Вот мы сделали программу, но мы знаем уже сейчас, какие проблемы будут в будущем и работаем над этим.

- Ну да совершенству нет пределов… В законе «О пенсионном обеспечении» существует норма ограничения по доходу для исчисления пенсионных выплат из Государтвенного центра по выплате пенсий, эти выплаты не должны превышать 75 % от 15 –кратного месячного расчетного показателя – сейчас это около 100 долларов. Естественно это ставит в невыгодное положение пенсионеров, которые имеют большой стаж и высокую зарплату. Рассматривает ли министерство этот вопрос?

- Во-первых, в солидарной системе – это надо четко говорить - в СССР не было не работающих людей. За это была статья тунеядство, поэтому в нашей пенсионной солидарной системе не было людей, которые не имеют стажа. И если вы не работали после 98 года, когда мы пересмотрели, когда не было советской системы, значит, вы не отчисляли в свой пенсионный фонд, не накопили себе на старость. И в данном случае здесь нет не справедливости, если человек работал - у тебя чем больше заработная плата, тем больше ты накопил и тем больше твоя возможность получать максимально возможную на этот период пенсию. Вот я например, у меня стаж идет до 98 года, но после 98 я работала и дай бог еще проработаю долгие годы, он уже не учитывается в солидарной системе. Но зато за этот период я накопила денег. Вот поэтому сказать, что это не справедливо я не могу сказать, есть справедливость но абсолютной она не бывает.

- Спасибо большое Гульжана Джанпеисовна, я вас благодарю за это интервью! 

 Данный материал распечатан из сайта ЗАО Хабар: http://www.khabar.kz

Изменён 19 декабря, 2004 - 06:00
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий