Вы здесь

Интервью Министра труда и социальной защиты населения Гульжан Карагусовой республиканской газете "Казахстанская правда" 26/11/04

Социальная недальновидность — примета вчерашнего дня

 

Программа дальнейшего углубления социальных реформ до 2007 года, на которой особый акцент сделал Глава государства, выступая на открытии первой сессии Мажилиса Парламента третьего созыва, стала не только ориентиром для социальных работников, но и точкой опоры для каждого из нас. Рассказать подробнее о назревших преобразованиях мы попросили министра труда и социальной защиты населения Гульжану Карагусову.

— И каковы же составляющие этого «углубления»?

— Задание разработать такую программу Президент дал Правительству еще в марте в Послании народу. Затем разработку согласовали со всеми министерствами. Программа рассчитана на 2005—2007 годы.

Если в переходный период социальная защита была направлена в основном на социально уязвимые слои населения, то в условиях экономического роста назрела необходимость в создании новой модели соцобеспечения, адекватной рыночным условиям. Проведена реформа оплаты труда работников бюджетной сферы, введена накопительная пенсионная система, осуществлена замена натуральных льгот выплатой денежных пособий.

Целью дальнейшего углубления социальных реформ стало создание финансово-устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником.

— Что собой представляет новый подход?

— Новизна — в многоуровневой системе социального обеспечения. Первый уровень будет представлен базовыми социальными выплатами (государственная пенсионная выплата по старости; госпособие по инвалидности или потере кормильца; госпособие на погребение). Эти выплаты обеспечат минимальный уровень социальной поддержки и будут предоставляться независимо от трудового стажа и заработка.

Второй уровень связан с введением со следующего года обязательного соцстрахования. Участники системы обязательного социального страхования при наступлении основных социальных рисков (потеря трудоспособности, кормильца, работы) будут получать страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования.

— Как известно, по поручению Главы государства, начиная с 2006 года все социальные выплаты будут рассчитываться на основе базового социального индикатора — прожиточного минимума. Что он собой представляет?

— В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике наибольшее распространение получил подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека (потребительская корзина).

В нашей стране законодательно установлено, что прожиточный минимум — это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Ее состав в Казахстане формируется из продовольственных и непродовольственных товаров, услуг в соотношении между первыми и вторыми 70 процентов к 30.

Однако в последние годы доходы населения выросли, что и вызвало изменение объема и структуры потребительских расходов. Наблюдается относительное сокращение доли расходов на приобретение продовольственных товаров и рост расходов на непродовольственные товары и услуги. Соотношение потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения в среднем составляет 50 процентов к 50, а в малообеспеченных домохозяйствах — 60 процентов к 40. Это и послужило основой для пересмотра методики определения величины прожиточного минимума.

Проведенное с участием Агентства РК по статистике, НИИ труда, ЗАО «Казахская академия питания» и международных экспертов ПРООН, МОТ исследование уровня благосостояния и бедности населения страны по динамике доходов и потребительских расходов привело к выводу о необходимости изменения методики расчета этой величины.

Во-первых, требуется расширить перечень и изменить структуру минимальной продовольственной корзины. Количество продуктов питания в ней предлагается увеличить с 20 до 43 наименований, что обеспечит большее разнообразие питания и соответствующую рациональным нормам плотность пищевых веществ. При этом стоимость корзины увеличится незначительно — с 3 772 до 4 020 тенге. Во-вторых, необходимо изменить структуру прожиточного минимума в сторону увеличения фиксируемой доли непродовольственных товаров и услуг. От существующего соотношения между продовольственной и непродовольственной частями прожиточного минимума предлагается перейти к соотношению 60 процентов к 40. Это поднимет величину прожиточного минимума с 5 389 до 6 700 тенге. При этом значительно увеличится непродовольственная часть — с 1 617 до 2 680 тенге (расчеты произведены по ценам сентября 2004 года).

Определение величины прожиточного минимума по новой методике, как показывают расчеты, приведет к тому, что в 2005 году она превысит 7 тысяч тенге, а в 2006-м составит 7,5 тысячи.

Устанавливая на таком уровне величину прожиточного минимума, не следует забывать, что наши граждане бесплатно получают ряд гарантированных государством медицинских и образовательных услуг, отдельным гражданам предоставляется жилищная помощь. В прожиточный минимум это не включается.

— Вопрос вопросов — пенсионное обеспечение. Что нас ждет в перспективе?

— По поручению Главы государства, начиная с 2006 года, вводится базовая пенсия. И выплачиваться она будет независимо от того, трудился человек или нет. Необходимость такого решения Президент связывает с тем, что сила любой нации заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы.

В 2006 году базовая пенсия по старости будет составлять 20 процентов от прожиточного минимума (около полутора тысяч тенге), в последующие годы она будет доведена до 75 % от прожиточного минимума. Наряду с этим вплоть до полного перехода к накопительной пенсионной системе сохранится выплата солидарной (распределительной) пенсии гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж до 1998 года. В перспективе планируется сохранение политики повышения пенсий в распределительной системе.

Так вот, с учетом базовой пенсии уже в 2006 году минимальные пенсионные выплаты составят 8 046 тенге, средние — 11 266 тенге и максимальные — 13 036 тенге.

Второй уровень пенсионного обеспечения — выплаты из накопительных пенсионных фондов, а третий связан с развитием добровольных и профессиональных пенсионных схем.

— Инвалиды — еще одна социальная группа, особо нуждающаяся в поддержке. Вы уже говорили, что в связи с внедрением социального страхования с 2005 года социальное обеспечение инвалидов также будет трехуровневым. Увеличатся ли для них пособия?

— Что касается базового уровня соцобеспечения, то в соответствии с Посланием Президента в 2005 году они значительно вырастут. Инвалиды первой группы будут получать больше на три месячных расчетных показателя (на 2 895 тенге), второй — на 2,5 МРП (на 2 412,5 тенге) и третьей — на 2 МРП (на 1 930 тенге). Пособия инвалидам в возрасте до 16 лет станут больше на 3 МРП (на 2 895 тенге). В результате в 2005 году средний размер госсоцпособия по инвалидности повысится до 6 700 тенге.

— Особое внимание Президент обратил на меры по защите материнства и детства...

— Вы знаете, что уже почти два года подряд в нашей стране выплачивается единовременное пособие по рождению ребенка. Его получают все без исключения, независимо от доходов. С 2006 года меры по защите семьи станут еще более действенными. Помимо единовременного пособия в связи с рождением ребенка будет введено ежемесячное пособие для детей до восемнадцати лет из малообеспеченных семей. А с 2007 года, независимо от дохода семьи, мы вводим ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до года.

— А на какую социальную помощь могут рассчитывать многодетные семьи?

— С 2006 года более чем в два раза вырастут специальные государственные пособия матерям, имеющим четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, матерям, награжденным подвесками «Алтын алһа», «Кљмiс алһа» или «Материнская слава» первой и второй степени. Если раньше они получали 1,9 МРП, что составляет около двух тысяч тенге, то с 2006 года — более четырех тысяч тенге. Кроме того, матери, воспитавшие четырех и более детей, имеют возможность выходить на пенсию в 53 года.

— Государственные социальные пособия — это, конечно, хорошо. Но лучше все-таки зарабатывать самому. Однако на этом пути немало рифов. Бытует мнение, что мы живем в стране непуганых работодателей, для которых закон не писан, и они воротят, что хотят. Так ли?...

— На первом этапе перехода к рыночным отношениям наблюдалось повышение хозяйской власти работодателей. Теперь времена изменились. Вот уже три года существует государственная инспекция труда, которая и делает работодателей «пугаными». Новая веха на пути развития трудовых отношений, оптимального сочетания социальной защиты работников с экономической целесообразностью — принятие Трудового кодекса РК, который сейчас находится на согласовании.

— С ответственностью работодателя разобрались. А в чем может «провиниться» работник?

— Сплошь и рядом люди соглашаются на нелегальные трудовые отношения. В таких условиях работники лишены социальной защиты, тогда как, возможно, они более всего в ней нуждаются. Нет пенсионных отчислений, искажаются данные о размерах получаемой заработной платы, есть и другое. Нередко даже мужчины приходят к нам со слезами на глазах и говорят: « Как так, я получал 30—40 тысяч тенге, а справку о зарплате мне выдали на уровне минимальной?». И мы в этом случае помочь не можем, ведь мы верим не словам, а конкретному документу. Вот вам и ответственность работника. Соглашаясь на условия работодателя, он не подумал о том, как это аукнется.

— Углубление социальных реформ все заметнее. Есть ли у вас, Гульжана Жанпеисовна, удовлетворение от преобразований в социальной сфере?

— Наша главная задача — не просто повысить уровень социального обеспечения, но и создать достаточно стабильную и эффективную систему соцзащиты, чтобы она не давала сбоев и в будущем. Однако надо иметь в виду, что социальные реформы никогда не могут быть законченными. И прежде всего потому, что жизнь ставит перед нами новые задачи, которые мы не только должны решать, но и предугадывать.
 

Валентина ФИРОНОВА

Изменён 26 ноября, 2004 - 06:00
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий