check

You are here

Министр М. Е. Әбілқасмованың 2018 жылы 16-ақпанда ҚР ЕХӘҚМ алқалы жиынында сөйлеген сөзі

Құрметті Депутаттар!

Құрметті Әріптестер!

Мемлекет басшысы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері»  атты 2018 (екі мың он сегіз) жылғы 10 (оныншы) қаңтардағы Жолдауында адам капиталын дамытуда сапалы жұмыспен қамту және әділ әлеуметтік қамсыздандыру   жүйесін қамтамасыз ету ерекше орын алады деп атап өтті. 

 Әлеуметтік-еңбек саласы соңғы жылдарда өткізілген реформалардың арқасында қарқын ала бастады.

Тиімді еңбек нарығын қамтамасыз ету, азаматтарды жұмыспен қамту шаралары жүйелі түрде жүргізілуде. Білікті жұмыс күші үшін ашық еңбек нарығы қалыптастырылды, зейнетақымен және әлеуметтік қамсыздандырудың көп деңгейлі жүйесі құрылды.

Әлеуметтік-еңбек саласында 2017 (екі мың он жеті) жылы қол жеткізілген көрсеткіштер осының дәлелі.

***

 2017 (екі мың он жетінші) жылдың қорытындысы бойынша:

Еңбек нарығының көрсеткіштері толығымен жақсартылды. Жұмыссыз тұрғындардың саны соңғы 10 (он) жыл ішінде 180 (жүз сексен) мыңға азайды.

Жұмыссыздық деңгейінің тұрақты төмендеп келе жатқаны байқалады. Бүгінде ол 4,9 (төртте тоғыз) пайызды құрайды (2017 жылғы 4-тоқсан). Бұл тәуелсіздік алғаннан бергі жылдар бойына ЕҢ ТӨМЕНГІ КӨРСЕТКІШ.

Әйелдер мен жастар арасындағы жұмыссыздық деңгейі  5,4 (бесте төрт)  және 4,2 (төртте екі) пайызды құрайды. Бұл көрсеткіштер республикамыздың тәуелсіз*дігі кезеңіндегі ең төмен деңгей. 

Жұмыс күшінің саны 8 980 (сегіз мың тоғыз жүз сексен) мың адамды құрайды (2016 жылғы 4-тоқсанда – 8963).

Жұмыс істейтін халық құрылымын жақсарту динамикасының тұрақталғаны байқалады – жалдамалы жұмыскерлердің саны 1,8 (бірде сегіз) пайызға өссе, өзін-өзі жұмыспен қамтыған адамдардың қатары 4,5 (төртте бес) пайызға азайған.

Бір жұмыскердің орташа айлық жалақысы 147 988 (жүз қырық жеті мың тоғыз жүз сексен сегіз) теңгеге дейін 3,6 (үште алты) пайызға өсті (қаңтар-қыркүйек).

2017 (екі мың он жетінші)  жылдың 11 айындағы бағалау бойынша тұрғындардың жан басына шақ*қан*дағы номиналдық табысы 6 пайызға өсіп, 79 727 (жетпіс тоғыз мың жеті жүз жиырма жеті) теңгені құрады.

Мемлекет 2017 (екі мың он жетінші)  жылы әлеуметтік міндеттемелердің барлығын орындады. Осы мақсаттарға республикалық бюджеттен 2,1 (екіде бір) трлн. теңге бөлінген болатын.

***

Реализация новых социальных инициатив Главы государства и Плана нации «100 конкретных шагов» позволила обеспечить дальнейший рост благосостояния населения в 2017 году.

Во-первых, в  прошлом году в соответствии с поручением Главы государства размеры пенсий были повышены на 20% практически для 2 млн. человек, единовременные пособия на рождение детей - на 27%.

В результате размер минимальной пенсии составил 45,7 тысяч тенге и по этому показателю Казахстан занимает первое место среди стран СНГ, средний размер пенсии увеличился до 66,0 тысяч тенге.

Во-вторых, в целях повышения доходов и содействия продуктивной занятости населения в 2017 году начата реализация новой Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства до 2021 года. На ее реализацию было предусмотрено 85,3 млрд. тенге.

Это позволило обеспечить мерами занятости более полумиллиона граждан, из них, около 70%  или 300 тыс. безработных и самозанятых, трудоустроены на постоянные рабочие места.

В рамках первого направления Программы бесплатным профессиональным и техническим образованием охвачено 21 тысяча молодых людей.

Краткосрочным профессиональным обучением по востребованным профессиям - 71,8 тыс. человек.

Из завершивших обучение трудоустроено около 60% или 39,4 тыс. человек.

По второму направлению в целях развития массового предпринимательства в 2017 году выдано 7 217 микрокредитов, из которых 57,1% направлены на реализацию стартап-проектов. В результате 4 123 человека открыли собственное дело.

В целях расширения доступности кредитов был введен механизм их гарантирования – до 85 % для начинающих и до 50 % для действующих предпринимателей. В прошлом году гарантию получили 420 участников  Программы.

Также в 2017 году начат старт проекта «Бастау – Бизнес», обучены предпринимательским навыкам 15 тыс. человек, из них защитили бизнес проекты более 8 тыс. человек, получили микрокредиты - 3 314 человек.

По третьему направлению  Программы в рамках развития рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов оказаны меры по трудоустройству 141 тыс. человек.

В прошлом году в северные регионы переехали 408 семей или 1,6 тыс. человек, из них:

1) 64,8 % из них переехали в сельские округа, заняты земледельем, выращивают сельхозпродукцию;

2) 29,9 % переехали в районные центры и моногорода;

3) 5,3 % переехали в областные центры.

В-третьих, в 2017 году Правительством принята новая Концепция миграционной политики до 2021 года и План по ее реализации (сентябрь 2017 года).

Концепция направлена на совершенствование  механизмов привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы, стимулирование переселения граждан в регионы, испытывающие дефицит трудовых ресурсов и возвращение этнических казахов, проживающих за рубежом.

С 1 января 2017 года внедрены новые подходы по упрощению механизмов привлечения иностранной рабочей силы.

Введена платная система выдачи разрешений, согласно которой для получения разрешения работодатель платит налоговый сбор, ставки которого устанавливаются в коридоре от 137 до 250 МРП, в зависимости от квалификации.

В целом, разрешения выдаются в сжатые сроки. Если раньше, вся процедура занимала около одного месяца, то начиная с 2017 года, решения по выдаче разрешений принимаются в течение 7 рабочих дней.

В результате, по итогам 2017 года порядка 3,5 тысяч работодателей получили 21 тысячу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. В местные бюджеты поступило дополнительно более 9 млрд.тенге.

Привлечение сотрудников транснациональных компаний по линии внутрикорпоративного перевода приведено в соответствие со стандартами Всемирной торговой организации.

По новому порядку, начиная с 2017 года, в Казахстане разрешения на  внутрикорпоративный перевод выдаются бесплатно, при этом они не квотируются.

Следует отметить, что в истекшем году в сфере миграции произошли институциональные изменения с перераспределением полномочий между центральными государственными органами. В Министерство труда передана функция по формированию государственной политики в сфере миграции населения. Функции в области межведомственной координации и реализации государственной политики отнесены к компетенции Министерства внутренних дел.

В-четвертых, Министерством продолжено внедрение Национальной системы  квалификации на основе европейской модели. В 2017 году был разработан и с начала этого года действует новый, более детальный Классификатор занятий. Он включает 1 274 детализированных профессий взамен 426-ти укрупненных. Его введение позволит проводить качественно новый анализ рынка труда, а также прогнозировать потребность в разрезе узких специальностей (к примеру, определить отдельно потребность в врачах - кардиологах, окулистах и т.д.).

***

По поручению Главы государства в 2017 году подготовлены системные изменения по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения.

Так, с 1 января 2018 года пересмотрена структура величины прожиточного минимума. Доля непродовольственной части  увеличена с 40% до 45%. В результате, с 1 января 2018 года все социальные выплаты, связанные с  прожиточным минимумом, увеличены до 16%. Это коснулось более 3 млн. казахстанцев.

Также с 1 января 2018 года во исполнение 84-го шага Плана нации внедрена Адресная социальная помощь нового формата. Для малообеспеченных семей предусмотрено оказание  комплексной помощи, которая включает не только денежную выплату, но и оказание мер содействия занятости.

АСП нетрудоспособным гражданам назначается в безусловном порядке.

В 2018 году на эти цели предусмотрено 19,2 млрд. тенге дополнительных текущих трансфертов из республиканского бюджета (всего из ГБ – 31 млрд. тенге).

 Кроме того, в соответствии с Концепцией модернизации пенсионной системы до 2030 года, с 1 июля 2018 года изменится методика назначения базовой пенсии.

Размеры базовой пенсии напрямую будут зависеть от стажа участия в пенсионной системе.

При этом в стаж будут включаться периоды работы  до 1 января 1998 года и периоды участия в накопительной пенсионной системе.

Так, при стаже до 10 лет размер базовой пенсии составит 54% от величины прожиточного минимума, что эквивалентно текущему размеру базовой пенсии. За каждый год стажа сверх 10 лет базовая пенсия будет увеличиваться на 2%. При стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% от величины прожиточного минимума.

Ожидается, что средний размер базовой пенсии увеличится в 1,8 раза (или до 87% от ПМ).

В среднесрочной перспективе данная мера позволит сохранить уровень коэффициента замещения при выходе на пенсию (по рекомендации МОТ не ниже 40%)  и будет стимулировать граждан к регулярному участию в  накопительной пенсионной системе.   

С учетом реализации данных задач бюджет Министерства на 2018 год был увеличен до 2,6 трлн. тенге и составляет 28,3% от расходов республиканского бюджета.

Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги!

Как отметил в своем Послании Глава  государства, происходящие в мире глобальные тренды, такие как ускорение технологического прогресса, переход к четвертой промышленной революции, повсеместная цифровизация экономики и общества, помимо того, что несут в себе огромную пользу, содержат и новые вызовы для рынка труда и жизни всего населения.

Мы должны быть готовы к возможным «высвобождениям» рабочей силы, перетоку трудовых ресурсов из традиционных в новые индустрии. Для этого, уже сейчас необходимо подготовить системы профессионального обучения, ориентации и трудоустройства граждан.

Одновременно система  социальной защиты должна быть гибкой и адаптивной к новым угрозам на рынке труда для своевременной подготовки к росту нагрузки и обеспечить справедливый подход к нашим гражданам.

По разным оценкам в предстоящие годы начавшаяся автоматизация и цифровизация поставит под риск исчезновения от 9 до 50% существующих рутинных профессий. В то же время появятся новые виды профессий, предполагающие наличие новых навыков, знаний и компетенций.

  В этой связи, в 2018 году с учетом обозначенных вызовов и конкретных задач, поставленных Главой государства, а также поручений Правительства РК, работа Министерства будет сконцентрирована на следующих направлениях.

***

Первое –  содействие производительной занятости населения. Основным его инструментом является Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства до 2021 года.

В конце 2017 года в данную Программу были внесены новые инструменты поддержки - субсидирование работодателей, оказывающих содействие добровольному переселению граждан, предоставление безвозмездных грантов на реализацию новых бизнес-идей.

Обновленные инструменты Программы позволят охватить в текущем году порядка 571 тысячи человек, в том числе трудоустроить на постоянные рабочие места более 300 тыс. безработных и самозанятых.

Основной упор будет сделан на стимулирование предпринимательской инициативы и вовлечение в меры активной занятости безработных и непродуктивно самозанятых.

Так, в 2018 году 7,5 тысячам граждан из указанных категорий будут выданы микрокредиты, а также более чем 3-м тысячам граждан из числа социально-уязвимых групп - безвозвратные гранты.

Более 15 тыс.граждан будут обучены основам предпринимательства по проекту НПП «Атамекен» «Бастау-Бизнес».

Для обеспечения труднодефицитных регионов рабочей силой, устранения региональных диспропорций и демографических дисбалансов, запланировано добровольное переселение порядка 9 тысяч человек и предоставление субсидий на возмещение затрат для работодателей (270), которые трудоустроят переселенцев на постоянную работу.

Для подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда, порядка 90 тыс. граждан, преимущественно молодые люди будут направлены на обучение по востребованным на рынке труда профессиям.

В целях развития навыков, знаний и компетенций деятельность Министерства будет сконцентрирована на совершенствовании Национальной истемы квалификации для подготовки квалифицированных трудовых ресурсов.

В настоящее время совместно с объединениями работодателей определяются 550 основных профессий в востребованных отраслях экономики.

До 2020 года стоит задача разработать по ним современные профессиональные стандарты, с четким закреплением навыков и компетенций.

Разработаны и будут внедрены с 2018 года 70 профстандартов, до конца года будет разработано еще 230.

На основе требований профстандартов будут обновлены образовательные программы, направленные на освоение трудовых функций, квалификаций и компетенций.

В целях совершенствования мер содействия занятости нами разработан проект Закона  по внесению изменений в законодательство по вопросам занятости, который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламенте РК.

Законопроектом предусматриваются нормы по расширению конкурентной среды на рынке труда и доступности услуг в поиске вакансий для нуждающихся в работе граждан и соискателей для работодателей. 

Принятие данного Законопроекта ожидается во втором квартале т.г.

В части формализации самозанятых в 2018 году необходимо обеспечить реализацию региональных Дорожных карт по формализации самозанятых и Комплексных планов содействия занятости. Достижение запланированных индикаторов по вовлечению самозанятых в продуктивную занятость – важнейшая задача регионов.

 По поручению Главы государства необходимо ускорить разработку проекта Закона по легализации деятельности неформально занятых, где будет дано четкое определение статуса самозанятых, упрощена их регистрация, предусмотрены налоговые стимулы.

В целях переподготовки сокращаемых работников и содействия их дальнейшему трудоустройству с 2017 года начата разработка и подписание с крупными предприятиями  Дорожных карт. В течение первого квартала т.г. планируется  заключить  600 Дорожных карт (на сегодня заключено -168).

В этой связи, акиматам необходимо обеспечить подписание Дорожных карт до конца первого квартала текущего года и организовать постоянный мониторинг ситуации в регионе на предмет выявления предприятий, где возможно высвобождение рабочей силы.

Следует активизировать работу региональных штабов по управляемому перетоку рабочей силы.

***

Второе – регулирование трудовых отношений.

В соответствии с Трудовым кодексом регулирование трудовых отношений осуществляется на основе социального диалога государства, работодателей и работников.

В прошедшем году завершена реализация Генерального соглашения по социальному партнерству и регулированию трудовых отношений между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзами на 2015-2017 годы, итоги которого свидетельствует о положительной динамике основных показателей в сфере труда.   

 Последовательно расширяется практика социального партнерства, что позволило снизить количество трудовых конфликтов в прошлом году до 5, за последние пять лет этот показатель сократился в 5 раз.

В 90% крупных и средних предприятий, 31% малых предприятий заключены коллективные договора, которые содержат обязательства работников и работодателей.

Улучшилась ситуация по безопасности труда на производстве. За последние три года количество пострадавших работников на производстве уменьшилось на 2,6%. Этому способствовала деятельность созданных производственных советов по безопасности и охране труда в организациях.

На 1 января 2018 года действовало более 12 тысяч таких производственных советов.

Вместе с тем, хотела бы обратить Ваше внимание на ряд вопросов, требующих совместных усилий государства, Национальной палаты предпринимателей и профсоюзов.

Первое, задолженность по заработной плате. В 2017 году была выявлена задолженность по заработной плате в сумме 3 млрд. тенге перед 25-ю тысячами работников. В результате принятых государственными инспекторами труда совместно с органами прокуратуры мер, задолженность перед работниками  погашена.  

На сегодня задолженность по заработной плате составляет 2,2 млрд. тенге, 84% этого долга приходится на предприятия – банкроты.

Второе, обеспечение безопасных условий труда. Несмотря на общее снижение уровня травматизма, ежегодно более полутора тысяч работников получают травмы на производстве и порядка двухсот пятидесяти погибают.

Третье, недостаточный уровень правовой грамотности работодателей и работников для ведения эффективного социального диалога.

Для решения всех обозначенных вопросов 31 января т.г. заключено новое Генеральное соглашение по социальному партнерству и регулированию трудовых отношений между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзами на 2018-2020 годы.

В реализацию Генерального соглашения будут решены следующие задачи:

  •  Министерством совместно с Национальной палатой предпринимателей, республиканскими профсоюзами будет подготовлен  проект Закона по вопросам регулирования трудовых отношений.

В Законопроекте будут предусмотрены нормы по регулированию заемного труда, внедрения механизма самоконтроля работодателями в сфере охраны труда, создания системы электронного учета, заключения трудовых договоров.

  •  в целях снижения административного прессинга в  отношении добросовестных работодателей государственный контроль за соблюдением трудового законодательства будет направлен прежде всего на профилактику правонарушений.

- в рамках совместного приказа с Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции и финансов, будет выработан единый алгоритм действий по недопущению задолженности по заработной плате, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям работников.

- отраслевые и региональные трёхсторонние комиссии по социальному партнерству будут активно вовлечены в решение задач по предупреждению трудовых конфликтов и формализации трудовых отношений. 

Кроме того, в целях усиления на предприятиях внутреннего контроля  за созданием безопасных условий труда НПП «Атамекен» совместно с республиканскими профсоюзами необходимо активно подключиться к образованию производственных советов по безопасности и охране труда во всех предприятиях травмоопасных отраслей экономики.

***

Третье направление – это социальное обеспечение и социальная помощь, где также будет реализован ряд новых инициатив Главы государства.

С 1 июля 2018 года  будет введено новое пособие для лиц, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства, в размере не ниже одного прожиточного минимума.

Ожидается, что новое пособие будут получать порядка 14 тысяч семей. Соответствующий проект Закона находится в настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламенте РК.

В целях усиления взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат по системе обязательного социального страхования до конца года будет разработан соответствующий проект Закона. В нем будут предусмотрены обновленные параметры выплат из системы социального страхования.

***

Четвертое направление – развитие системы социальных услуг.

Сегодня Министерство реализует Концепцию дальнейшей модернизации системы социального обслуживания, основной целью которой является обеспечение доступности и  повышение качества предоставляемых услуг, которые получают порядка 120 тыс. граждан.

В этой связи основными задачами 2018 года являются:

Первое, создание Единой информационной системы социального обслуживания, включая регистр организаций и специалистов, оказывающих специальные социальные услуги. Это позволит перейти к проактивному оказанию услуг, даст возможность гражданам самостоятельно выбирать организации и социальных работников.

Второе, будут пересмотрены действующие стандарты оказания специальных социальных услуг, разработаны единые подходы к их оказанию. В них будет представлен пошаговый алгоритм действий в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности либо вида трудной жизненной ситуации.

Третье, для привлечения частных инвестиций и повышения качества предоставляемых  услуг будут выработаны новые подходы к тарифообразованию. 

Четвертое, в 2018 году для усиления кадрового потенциала социальной службы будет создан Национальный ресурсный центр по социальной работе.

Следующим ключевым направлением – является  цифровизация социально-трудовой сферы.

Во-первых, в прошлом году мы апробировали в 4-х регионах, а с начала текущего года запустили по всей стране Электронную биржу труда. К ней уже подключены более 200 служб занятости, включая частные агентства занятости и интернет площадки.

Во-вторых, начата реализация пилотного проекта по внедрению Системы «e-HR» - это создание системы учета электронных трудовых договоров, внедрение электронных трудовых книжек.

Мы ожидаем, что это направление вкупе с мерами Дорожной карты по формализации позволит значительно сократить долю неформальной занятости, «вывести из тени» зарплаты, существенно увеличить охват пенсионным и социальным обеспечением занятого населения, наладить контроль поступлений налогов в бюджет, взносов и отчислений в фонды.

***

Құрметті депутаттар!

Құрметті әріптестер!

Осы ретте, 2018 жылы біздің барлық қызметіміз халықтың әлеуметтік жағдайын жақсартуға және табысын арттыруға бағытталады.

Қазір Елбасымыз біздің сала бойынша кең және халыққа оң әсерін тигізетін жаңа тапсырмалар берді.

Осы тапсырмаларды тиімді, сапалы және өз уақытында орындау үшін біз барлық күш-жігерімізді жұмсай отырып және барлық орталық және жергілікті мемлекеттік органдармен бірлесіп осы бағытта жұмыс атқаруымыз керек.

Назарларыңызға рахмет.

16 ақпан, 2018 - 18:33 өзгертілді
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
Қазақстанда іске асырылып жатқан үздік әлеуметтік жобалар
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші