check

You are here

28.11.17ж. Министр Т.К. Дүйсенованың Үкімет отырысында сөйлеген сөзі

 Құрметті Бақытжан Әбдірұлы!

Құрметті әріптестер!

Еңбек Кодексіне сәйкес мемлекет еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі талаптардың бекітілуін және сақталуын қамтамасыз етеді, ал жұмыс берушілер және жұмыскерлер оның сақталуын қамтамасыз етеді.

Бұл ретте, еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау талаптарының сақталуын бақылау қауіпті өндіріс объектілерін қоса алғанда, барлық кәсіпорындарға қатысты жүргізіледі.

Еңбек қатынастары тараптарының міндеттерін ескере отырып, еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау бойынша жұмыстың негізгі қорытындыларына тоқталып өтуге рұқсат етіңіздер.

Бірінші. Еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау стандарттарын жаңарту.

Жаңа Еңбек кодексін қабылдаған уақыттан бастап өткен екі жылда:

- еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі қолданыстағы 430 стандартты түгендеу жүргізілді және Үшінші жаңғыру стратегиясының талаптарын ескере отырып оңтайландыруға, қайта қарауға және әзірлеуге жататын стандарттар тізбесі айқындалды;

- бірінші кезеңнің нәтижесінде еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі 11 нормативтік акті қайта қаралып, жаңа нормаларға сәйкес келтірілді.

Халықаралық талаптарға сәйкес еңбек қауіпсіздігі және еңбекті қорғау жөніндегі стандарттарды жаңарту бойынша жұмыстар 2021 жылға қарай аяқталады. 

Второе. Внедрение стимулирующих мер охраны труда и здоровья работников

Для улучшения ситуации и предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

а) более 1 400 (одной тысячи четырехсот) предприятий страны внедрили стандарты по безопасности и охране труда, рекомендуемые МОТ (OHSAS 18001, МОТ-СУОТ);

б) созданы свыше 12-и тысяч Производственных советов, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателей и работников;

в) реализуется механизм добровольного декларирования работодателем соответствия его деятельности требованиям трудового законодательства. Сегодня
131 работодатель стали обладателями таких сертификатов доверия и на три года исключены из списка предприятий, подлежащих плановой проверке;

г) усилены требования к деятельности по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда. Аттестацию проводят только специализированные организации, имеющие аккредитованную испытательную лабораторию.

В результате принимаемых государственными органами и работодателями комплексных мер сохраняется положительная динамика по созданию безопасных условий труда работникам.

За 2016 год количество пострадавших на производстве по сравнению с 2015 годом снизилось на 2,4% (с 1723 чел. до 1683 чел.).

В 2016 году более 670 тысяч работников получили различные компенсации за работу во вредных условиях труда. На эти цели работодателями выделено 99,7 млрд. тенге.

Третье. Государственный контроль за обеспечение безопасных условий труда

Несмотря на общее снижение уровня травматизма, ежегодно более полутора тысячи (1683) работников получают травмы на производстве и порядка двухсот пятидесяти (248) погибают, в том числе на опасных производственных объектах (381 чел. получили травмы, 58 чел. погибло).

 По информации Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний за последние пять лет впервые профзаболевание установлено более чем у 2 600 (двух тысяч шестисот) человек.

Традиционно травмоопасными являются строительная отрасль (16,0%) и горно-металлургический комплекс (15%), где имеет место неудовлетворительное состояние сооружений, зданий, оборудования.

 В региональном разрезе по итогам девяти месяцев т.г. высокие показатели травматизма на производстве сохраняются в Павлодарской (пострадало 159 чел.), Восточно-Казахстанской (141 чел.), Карагандинской (140 чел.), Костанайской (109 чел.) областях, где преимущественно расположены промышленные предприятия республики.

На 1 октября 2017 года государственными инспекторами труда регионов проведено 7743 (семь тысяч семьсот сорок три) проверок, и выявлено 2890 (две тысячи восемьсот девяносто) нарушений в области безопасности и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах 1002 (одна тысяча два) нарушений.

По результатам проверок работодателям выданы 657 предписаний об устранении допущенных нарушений по безопасности и охране труда, и наложены 241 административных штрафов на общую сумму 46,9 млн. тенге.

В связи с угрозой жизни и здоровью работников приостановлена работа 20 организаций и производственных объектов, 11 единиц оборудования и механизмов, освобождены от занимаемой должности 230 должностных лица.

В целях рассмотрения ответственности должностных лиц виновных в допущенных нарушениях в правоохранительные органы направлено 1201 материалов, по которым возбуждено 158 уголовных дела.

В настоящее время в целях совершенствования инструментов государственного контроля совместно с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры проводится работа по автоматизации источников информации и рисков для усиления профилактического контроля за соблюдением требований охраны труда.

Четвертое. Совершенствование системы безопасности и охраны труда и защита здоровья работников

Сегодня работодатели практически не пользуются правом не отчислять обязательные профессиональные пенсионные взносы при устранении на производстве вредных условий труда. И более 8 тыс. предприятий продолжают отчислять 5 % взносов в пользу 432 тыс. (четырехсот тридцати двух тысяч) работников, занятых во вредных условиях труда.

Расходы на различные компенсации работникам за работу во вредных условиях труда увеличились с 78 (семидесяти восьми) млрд. тенге в 2012 г. до 100 (ста) млрд. тенге в 2016г. Более 30% расходов (30,1 млрд. тенге) работодателей на компенсации во вредных и опасных условиях труда за 2016 год приходится на горнодобывающую промышленность.

Эти расходы можно сократить и уменьшить нагрузку самим работодателям за счет улучшения условий труда или за счет перевода работников на более безопасные виды работ.

В этой связи, хотела бы затронуть еще один вопрос, касающийся компенсации занятости работникам, занятым во вредных условиях производства. В соответствии с Трудовым кодексом одной из них является предоставление дополнительных отпусков продолжительностью не менее шести дней. По итогам аттестации производственных объектов по решению работодателей может быть установлена и большая продолжительность.

На практике работодатели представляют отпуска работникам, по Списку профессии и производств, утвержденному уполномоченным органом. Это приводит к определенным перекосам и нарушениям основополагающих принципов охраны труда:  

- работники, чьи профессии не включены в этот список, могут остаться без дополнительных отпусков и соответствующих льгот и компенсаций, несмотря на занятость в особых условиях производства, а 

- работодатели, улучшившие условия производства и устранившие вредные производственные факторы, вынуждены предоставлять по Списку дополнительные отпуска и нести неоправданные издержки.

Для разрешения данной проблемы, с учетом мирового и отечественного опыта предлагается перейти к предоставлению дополнительных отпусков не по Списку, а при наличии вредных производственных факторов, установленных в ходе аттестации и оценки профессиональных рисков.

В этом случае, во-первых, льготами и компенсациями будут охвачены все работники, занятые во вредном производстве, независимо от их профессий.

Во-вторых, у работодателей появится стимул к улучшению условий труда и ускорению внедрения трудовых стандартов.

На сегодня проводятся соответствующие научные прикладные исследования и в 2018-2019 годах в трудовое законодательство будут внедрены новые подходы при дифференцированном предоставлении гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность во вредных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда), когда объем гарантий будет определяться с учетом результатов аттестации.

Кроме того, в рамках созданной в Министерстве экспертной группы до конца т.г. будут выработаны предложения, направленные:

- на повышение качества проведения аттестации по условиям труда и эффективности принимаемых мер по результатам аттестации, предусматривающие классификацию условий труда (оптимальный, допустимый, вредный, опасный);

- совершенствование порядка расследования несчастных случаев, в части определение взаимосвязи несчастного случая с трудовой деятельностью и установления смешанной ответственности сторон (работодателя и работника).

Таковы основные показатели в сфере безопасности и охраны труда. Как мы видим, вопросы еще есть и над ними мы будем продолжать работать, совместно с заинтересованными госорганами, социальными партнерами.

Спасибо за внимание.

29 қараша, 2017 - 10:34 өзгертілді
ҚР тәуелсіздік жылдарындағы жетістіктері
Атаулы әлеуметтік көмек
АӘК есептеу бойынша онлайн калькулятор
Статусын тексеру
Балалар еңбегінің ең жаман түрлеріне қарсы күрес
"Қауіпсіз еңбек" ақпараттық науқаны
Қазақстанда іске асырылып жатқан үздік әлеуметтік жобалар
«Еңбек жолы» Республикалық конкурсы
Еңбек дағдыларын дамыту және жұмыс орындарын ынталаңдыру
ҰБЖ
Жаңа ұлттық қызметтер жіктеуіші