Вы здесь

Вопросы-ответы "Пенсионное и социальное обеспечение"

Настоящим, обращаемся к Вам по вопросу применения трудового законодательства между работодателем АО «КТЖ – Грузовые перевозки» (далее – Общество) и работником филиала Общества – «Илецкое отделение ГП» - гражданином Российской Федераций, при расторжении трудовых договоров. В соответствии со ст.

Ответ: 

Здравствуйте!

Для получения информации по Вашему вопросу, касательно расторжения трудового договора, Вам необходимо задать вопрос в разделе «Вопросы трудового права».

Добрый день! Я Елеутова Светлана Сеилхановна, родилась 10 апреля 1959 года рождения, в этом году вышла на пенсию по достижению пенсионного возраста,до выхода на пенсию работала директором Хромтауского районного центра занятости. Вопрос, при выходе на пенсию выплачивают с место работы материальную помощь в размере оклада? Знакомые, которые вышли на пенсию в этом году из разных сфер деятельности получили материальную помощь в размере оклада. Пожалуйста объясните, это распространяется на всех пенсионеров при выходе на пенсию? Если положено, то на основании какого нормативно – правового акта?

Ответ: 

Здравствуйте!

Для получения информации по Вашему вопросу Вам необходимо задать вопрос в разделе «Вопросы трудового права».

Здраствуйте! Мой муж работал на шахте угольного департамента  АО "АрселорМиттал" до 2016 года. в 2011 году ему  дали 3 группу инвалидности в связи  с потерей  трудостпособности  связанной с производством и переведён с добычного участка на хозяйственный учаток. В 2016 году  он расторг трудовой договор с департаментом в связи ч уходом на государственное пособие по списку n1. В  июне 2017 года ему исполняется  63 года. 

Ответ: 

Здравствуйте Алевтина!

         Как известно, исчисление размера пенсионной выплаты осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд, начиная с 1 января 1995 года.

При этом с января 1998 года принимается тот доход, с которого производились 10 процентные отчисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд (далее - ЕНПФ).

Следует отметить, что с января 2017 года, для исчисления размера пенсионной выплаты, максимальный размер среднемесячного дохода не должен превышать 41 месячного расчетного показателя (или 93 029 тенге).

Исходя из вышеизложенного,  для назначения пенсионной выплаты по возрасту, Ваш супруг имеет право предоставить справку о доходах за любые 3 года подряд до достижения пенсионного возраста при условии уплаты обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ.

исп. специалист Кокушева Ж.

Здравствуйте.

Спасибо за подробные ответы на мои вопросы от 10, 19 и 20 апреля. К сожалению, Вы упорно не отвечаете на мой главный вопрос: КАКИМИ КОНКРЕТНЫМИ НОРМАМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ВАШИ ТЕЗИСЫ:

Ответ: 

Постановлением Правительства РК от 27.12.2016 года № 862 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» в связи с неоднократными обращениями граждан были внесены изменения и дополнения уточняющего характера в ряд постановлений, в том числе в:

- Правила исчисления и перечисления социальных отчислений (ППРК от 21.06. 2004 г. №683);

- Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним, (ППРК от 18.10. 2013 г. № 1116).

Необходимо отметить, что введенные изменения и дополнения направлены на определения понятия «единого дохода» при исчислении обязательных пенсионных взносов (ОПВ), социальных отчислений (СО) адвокатами, частными судебными исполнителями, частными нотариусами, профессиональными медиаторами, индивидуальными предпринимателями.

Исходя из понятия «получаемого дохода» следует, что индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают ОПВ и социальные отчисления СО от получаемого дохода, то есть дохода, определяемого индивидуальными предпринимателями самостоятельно.

При этом установлены минимальные и максимальные пределы ОПВ и СО:

- ОПВ – не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов от 75-кратного минимального размера заработной платы;

- СО – не менее 5 процентов от минимального размера заработной платы

и не выше 5 процентов от 10-кратного минимального размера заработной платы.

Необходимо отметить, что объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы,за минусом суммыОПВ, поскольку ОПВ не подлежат налогообложению в соответствии с Налоговым Кодексом РК.

Так, если индивидуальный предприниматель указывает доход для целей исчисления ОПВ в пределах 120 000 тенге, то для целей исчисления СО применяется доход, не превышающий 108 000 тенге (120 000 – 10 % ОПВ).

Таким образом, доход для целей исчисления ОПВ и СО должен быть единым и не превышать дохода для целей налогообложения.

Если же указывается доход 2 000 000 тенге, то для целей исчисления ОПВ принимается доход до 1 834 425 тенге (75-кратный размер МЗП), а для целей исчисления СО, применяется доход не более 244 590 тенге (10-кратный размер МЗП).

Исключение составляют случаи, когда для уплаты налогов индивидуальный предприниматель указывает доход ниже 1 МЗП, то в силу требований действующего законодательства, а также в целях социальной защиты работников для исчисления и уплаты ОПВ и СО принимается доход в пределах 1 минимальной заработной платы. 

исп. гл.Эксперт Жусупбекова Г.

Ответ: 

Здравствуйте!

 

Для получения информации по Вашему вопросу, Вам необходимо задать вопрос на сайт Министерства здравоохранения Республики Казахстан (mz.gov.kz)

Добрый день!

К Вам обращается Никоровский Франц Михайлович, 1944 г.р., пенсионер, проживающий по адресу г.Караганда, пр.Н.Абдирова, д.23, кв.36. Прошу разъяснить почему для расчёта пенсии мне учтён не весь трудовой стаж.

Ответ: 

Касательно Вашего вопроса сообщаем, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат по возрасту за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, либо решения суда (ст. 14  Закона РК «О пенсионном  обеспечении  в  Республике Казахстан»).

На основании обращения, документы, имеющиеся в Вашем пенсионном деле, были изучены и проверены на предмет правильности назначения и осуществления пенсионной выплаты.

Анализ Ваших документов показал следующее, Вам в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством пенсия по возрасту на льготных условиях по Списку № 1 была назначена с 3 апреля 1991 года, впоследствии с предоставлением дополнительных документово доходе (за период с 01.10.1995 г. по 30.09.1996 г. в размере - 41 510,53 тенге), произведен перерасчет пенсии.

В Ваш общий трудовой стаж работы были включены и учтены следующие периоды работы:

- с 01.09.1963 г. по 09.12.1964 г. – 1 год 3 мес. 8 дней (учеба ВУЗ);

- с 10.12.1964 г. по 23.02.1965 г. - 2 мес. 13 дней (руд. Джеломбет трест «Каззолото»);

- с 24.02.1965  г. по 16.12.1965 г. – 9 мес. 22 дн. (учеба ВУЗ);

- с 17.12.1965 г. по 05.11.1970 г. – 4 года 10 мес. 18 дн. (шахта им. Костенко);

- с 06.11.1970 г. по 25.04.1991 г. – 20 лет 5 мес.19 дн. (шахта им. Костенко);

- с 26.04.1991 г. по 21.10.1996 г. –5 лет 5 мес. 25 дн. (шахта им. Костенко).

Общий трудовой стаж работы с учетом льготного стажа по Списку № 1 составил: 33 года 7 месяцев.

В настоящее время, с учетом всех повышений произведенных с момента назначения пенсии общий размер Вашей социальной выплаты  составляет:  92 389 тенге (солидарнаяпенсия – 76 206 тенге, базовая пенсионная выплата – 12 802 тенге и специальное государственное пособие как инвалиду 2 группы- 3 381 тенге).

Таким образом, применение норм пенсионного законодательства в отношении Вас закономерны и размер социальной выплаты определенный на основании представленных документов исчислены в соответствии с нормами действующего законодательства.

исп. гл.эксперт КТСЗМ Аюпова А.

где оплатить социальный отчислений

Ответ: 

Уважаемая Татьяна Владимировна, здравствуйте!

Социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования уплачиваются плательщиками через Государственную корпорацию в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

Вместе с тем, уплата социальных отчислений в наличной форме может производиться через банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций.

Исполнитель: Альжанова А.М., 

Изменён 12 мая, 2017 - 12:27

Здравствуйте.

Ответ: 

Постановлением Правительства РК от 27.12.2016 года № 862 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» в связи с неоднократными обращениями граждан были внесены изменения и дополнения уточняющего характера в ряд постановлений, в том числе в:

- Правила исчисления и перечисления социальных отчислений (ППРК от 21.06. 2004 г. №683);

- Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним, (ППРК от 18.10. 2013 г. № 1116).

Необходимо отметить, что введенные изменения и дополнения направлены на определения понятия «единого дохода» при исчислении обязательных пенсионных взносов (ОПВ), социальных отчислений (СО) адвокатами, частными судебными исполнителями, частными нотариусами, профессиональными медиаторами, индивидуальными предпринимателями.

Исходя из понятия «получаемого дохода» следует, что индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают ОПВ и социальные отчисления СО от получаемого дохода, то есть дохода, определяемого индивидуальными предпринимателями самостоятельно.

При этом установлены минимальные и максимальные пределы ОПВ и СО:

- ОПВ – не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов от 75-кратного минимального размера заработной платы;

- СО – не менее 5 процентов от минимального размера заработной платы

и не выше 5 процентов от 10-кратного минимального размера заработной платы.

Необходимо отметить, что объектом исчисления социальных отчислений являются получаемые ими доходы,за минусом суммыОПВ, поскольку ОПВ не подлежат налогообложению в соответствии с Налоговым Кодексом РК.

Так, если индивидуальный предприниматель указывает доход для целей исчисления ОПВ в пределах 120 000 тенге, то для целей исчисления СО применяется доход, не превышающий 108 000 тенге (120 000 – 10 % ОПВ).

Таким образом, доход для целей исчисления ОПВ и СО должен быть единым и не превышать дохода для целей налогообложения.

Если же указывается доход 2 000 000 тенге, то для целей исчисления ОПВ принимается доход до 1 834 425 тенге (75-кратный размер МЗП), а для целей исчисления СО, применяется доход не более 244 590 тенге (10-кратный размер МЗП).

Исключение составляют случаи, когда для уплаты налогов индивидуальный предприниматель указывает доход ниже 1 МЗП, то в силу требований действующего законодательства, а также в целях социальной защиты работников для исчисления и уплаты ОПВ и СО принимается доход в пределах 1 минимальной заработной платы. 

исп.гл.эксперт ДСОСС: Жусупбекова Г.

Добрый день. 

Ответ: 

Здравствуйте!

Для получения информации по Вашему вопросу Вам необходимо задать вопрос в разделе «Вопросы трудового права».

Уважаемый Министр! Я обращаюсь к Вам за разъяснением по пенсионному законодательству РК: Кто из госорганов Казахстана готовил п.п.3 части 1 статьи 60 ЗРК "О пенсионном обспечении в РК" в старой редакции, где говорится, что прапорщики правоохранительных органов, военные прапорщики имеют наряду с офицерами право на неполную пенсию, если имеют на момент увольнения до 21 июня 2013 года имеют общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых 12 лет и 6 месяцев выслуги на службе?

Ответ: 

Законодательством, действовавшим до 1 января 2016 года, был четко определен круг лиц, имеющих право на пенсионные выплаты  за выслугу лет при наличии у них общего трудового стажа двадцать пять лет и более, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляет непрерывная воинская служба и служба в специальных государственных и правоохранительных органах.

В указанный круг входили офицеры, прапорщики (мичманы), сотрудники специальных государственных органов, лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания, классные чины, а также лица, проходящие воинскую службу по контракту, уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе и службе в специальных государственных и правоохранительных органах, которым присвоены специальные звания, классные чины, по сокращению штатов или состоянию здоровья.

Перечень лиц, обозначенных в данном абзаце, т.е. офицеры и прапорщики (мичманы), относился к военнослужащим («военной службы»).

Что касается прапорщиков, относящихся к другим структурам, то до недавнего времени они правом на пенсионное обеспечение за выслугу лет не располагали.

Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года было предусмотрено расширение круга лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, в частности, предоставлено право рядовому и младшему начальствующему составу правоохранительных органов.

С учетом внесенных в статью 64 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон) изменений   с 1 января 2016 года все сотрудники силовых структур, в том числе прапорщики, имеют равное право на пенсионные выплаты за выслугу лет.

Следует отметить, что статьей 70 Закона и пунктом 2 статьи 2 Правил назначения и осуществления пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, утвержденных постановлением Правительства  Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1500, определены уполномоченные государственные органы по назначению пенсионных выплат за выслугу лет.

В этой связи, рекомендуем Вам обратиться в соответствующий уполномоченный государственный орган для рассмотрения вопроса о праве на  пенсионные выплаты за выслугу лет на основании документов Вашего личного дела. 

исп. экперт ДСОСС Каликенова Б.

Страницы

Достижения за годы независимости РК
Проект «ӨРЛЕУ»
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
Забота о каждом