Вы здесь

"О внесении изменений и дополнений в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 марта 2017 года № 21 «Об утверждении Стратегического плана Министерства труда и социальной защиты населения РК на 2017-2021 годы»

В соответствии с пунктом 4 статьи 62 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Внести в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 6 марта 2017 года № 21 «Об утверждении Стратегического плана Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы» следующие изменения и дополнения:

в Cтратегическом плане Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы, утвержденном указанным приказом:

в разделе 2 «Анализ текущей ситуации и управление рисками»:

в пункте 1 «Стратегическое направление 1. Обеспечение социальной защиты населения»:

в подпункте 1) «Основные параметры развития регулируемой сферы деятельности»:

в подразделе «Развитие социальной поддержки материнства и детства»:

части вторую и третью изложить в следующей редакции:

«Следует отметить положительную динамику роста численности населения: на 1 января 2018 года она составила 18,2 млн. человек против 17,9 млн. человек на 1 января 2017 года, на начало 2016 года - 17,7 млн. человек.

Рост населения был обеспечен, главным образом, за счет роста рождаемости. В последние три года среднегодовое количество рожденных детей превысило 390 тыс. (398,5 тыс. – в 2015 году, 400,7 тыс. – в 2016 году, 390,3 тыс. – в 2017 году) коэффициент рождаемости в 2014 – 2016 годы составил в среднем 22,8 на 1 тыс. населения.»;

диаграмму «Финансирование системы поддержки материнства и детства» изложить в следующей редакции:

«

»

часть шестую изложить в следующей редакции:

«Эффективность принимаемых мер также позволила увеличить долю семей, в которых рождено четыре и более ребенка. За период с 2006 года по 2016 годы число получателей специального государственного пособия многодетным семьям, имеющим 4-х и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, увеличилось на 40,2%, составив на 1 января 2018 года 266 509 семей.»;

в подразделе «Социальное обеспечение» часть вторую изложить в следующей редакции:

«Основанием социального обеспечения являются постоянно обновляемые минимальные социальные стандарты. В сравнении с 2015 годом: 

1) прожиточный минимум увеличился на 14,5 % (с 21 364 тенге до 24 459 тенге в 2017 году, 2016 год - 22 859 тенге). Установленная величина прожиточного минимума на 2018 год составляет 28284 тенге.

2) минимальные размеры пенсий с учётом базовой пенсионной выплаты увеличены более чем в 1,3 раза (с 34 874 тенге до 45 711 тенге в 2017 году;  в 2016 году – 37 789 тенге, с 1 января 2018 года – 49 019 тенге). »;

в подразделе «По солидарной пенсионной системе»:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«В соответствии с поручениями Главы государства, основными положениями социальной программы Народной платформы партии «Нұр Отан» и программой действий Правительства пенсионные выплаты в 2015 – 2016 годах были повышены на 9%, в 2017 году – доведены до 20% в сравнении  с 2016 годом.

С учетом базовой пенсионной выплаты (14 466 тенге), в 2017 году максимальный размер составил 92 747 тенге (в 2016 году – 77 186 тенге, в 2015 году – 72 129 тенге), средний размер в 2017 году составил – 65 918 тенге (в 2016 году – 55 117 тенге, в 2015 году – 50 561 тенге).»;

часть третью исключить;

часть пятую изложить в следующей редакции:

«Совокупный коэффициент замещения дохода за счет базовой                              и солидарной пенсионной выплат достиг в 2017 году – 46,1%, что превышает минимальные нормы Международной организации труда (не менее 40 %), в 2016 году – 43,7%, в 2015 году – 42,0 %.»;

части восьмую и девятую изложить в следующей редакции:

«В анализируемом периоде наблюдается расширение участия работников в накопительной пенсионной системе (далее – НПС), по состоянию на 1 января 2018 года объем пенсионных накоплений составил более 7,8 трлн. тенге. При этом количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков составило    9,9 млн. (на 1 января 2016 года – 5,8 трлн. тенге на 9,9 млн. счетах, на 1 января 2017 года – 6,7 трлн. тенге на 9,8 млн. счетах).

Охват занятого населения НПС (за исключением не участвующих в НПС) за 2017 год достиг 72,5% (2016 год – 70,8%, 2015 год - 70,4%)»;

подраздел «По социальному обеспечению» изложить в следующей редакции:

«По социальному обеспечению

Социальные выплаты в 2015 – 2016 годах были повышены на 7%, в 2017 году на 16%, при этом размеры государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца с 1 января 2016 года повышены дополнительно на 25%, в 2017 году на 7%. С 1 января т.г. в результате пересмотра структуры ПМ его величина по сравнению с 2017 годом увеличилась до 16 процентов, что соответственно повлекло за собой повышение размеров государственных социальных пособий.

Численность получателей государственных социальных пособий (далее -  ГСП) в 2017 году составила 674,6 тыс. человек, (в 2015 году – 670,0 тыс. человек, в 2016 году составила 673,5 тыс. человек), в том числе по инвалидности – 507,7 тыс. человек (в  2015 году – 494,7 тыс. человек, в 2016 году - 502,7 тыс. человек); по случаю потери кормильца – 164,5 тыс. человек (в 2015 году –  170,2 тыс. человек, в 2016 году – 167,0 тыс. человек); по возрасту –2,3 тыс. человек (в 2015 году – 5,1 тыс. человек, в 2016 году – 3,8 тыс. человек).

Средний размер ГСП по инвалидности в 2017 году составил 32 418 тенге (в 2015 году– 22 709 тенге, в 2016 году – 30 373 тенге), по утере кормильца –  29 402тенге (в 2015 году – 20 555 тенге, в 2016 году – 27 505 тенге), по возрасту – 12 719 тенге (в 2015 году –  11 110 тенге, в 2016 году – 11 887 тенге).»;

подраздел «По социальному страхованию» изложить в следующей редакции:

«По социальному страхованию

С начала введения в действие системы обязательного социального страхования, с 2005 года по состоянию на 1 января 2018 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 905 млрд. тенге, при этом в 2015 году – 126,7 млрд. тенге, в 2016 году – 142,2 млрд. тенге, в 2017 году – 156,5 млрд. тенге.

Работники формального сектора имеют дополнительную форму социальной защиты при наступлении 6 социальных рисков - утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

Расширяется участие работников в системе обязательного социального страхования, в 2017 году число участников системы обязательного социального страхования составило 5,9 млн. человек (в 2015 году – 5,9 млн. человек, в 2016 году – 5,8 млн. человек).

В 2017 году повышены на 7 % социальные выплаты по утрате трудоспособности и по потери кормильца из ГФСС. Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности в 2017 году составил 12 208 тенге (в 2015 году - 10 761 тенге, в 2016 году – 11 642 тенге), по потере кормильца – 14 774 тенге (в 2015 году - 14 058 тенге, в 2016 год – 15 042 тенге).

В 2017 году были произведены социальные выплаты 562,6 тыс. получателям в сумме 156,5 млрд. тенге (в 2015 году – 501,7 тыс. получателям в сумме 126,7 млрд. тенге, в 2016 году – 528,3 тыс. получателям в сумме 142,2 млрд. тенге).

C 1 января 2018 года социальные выплаты по утрате трудоспособности и по потери кормильца из ГФСС были повышены на 16%.»;

в подразделе «Социальная поддержка уязвимых категорий населения»:

абзацы второй, третий и четвертый части первой изложить в следующей редакции:

«- адресная социальная помощь (далее - АСП), выплачиваемая семьям, со среднедушевыми доходами ниже черты бедности (50 % от прожиточного минимума (ПМ) в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности. По итогам 2017 года данный вид помощи назначен 23,3 тыс. гражданам, что ниже в сравнении с 2016 годом на 19,1% (28,8 тыс. граждан),  с 2015 годом на 39% (38,2 тыс. граждан), при этом сумма назначений составила 751,7 млн. тенге. Средний размер АСП – 2 692,4 тенге;

- государственное пособие на детей до 18 лет, выплачиваемое семьям                  с доходами ниже стоимости продовольственной корзины (60 % от ПМ) в размере 1,05 МРП на каждого ребенка. В 2017 году охват данным видом помощи составил 539,6 тыс. детей (2016 год – 576,2 тыс. детей, 2015 год – 551,2 тыс. детей), сумма назначений составила 10,9 млрд. тенге;

- жилищная помощь, предоставляемая семьям, расходы которых на оплату коммунальных услуг, содержание жилища превышают предельно допустимую долю расходов на эти цели.  В 2017 году получателями жилищной помощи являлись 76,6 тыс. семей (2016 год – 85,5 тыс., 2015 год – 93,9 тыс.). Сумма назначений составила 2,4 млрд. тенге, средний размер – 2 582 тенге.»;

части третью, четвертую, пятую и шестую изложить в следующей редакции:

«В реализацию 84 шага Плана нации «100 конкретных шагов», с 1 января 2018 года внедрена адресная социальная помощь нового формата.

Адресная социальная помощь в новом формате классифицируется на обусловленную и безусловную помощь и предоставляется семьям с доходами ниже 50% величины прожиточного минимума (до 1 января 2018 года - 40%), при условии обязательного участия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости и заключения с этой целью социального контракта.

Безусловная денежная помощь предоставляется одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам трудоспособного возраста или семьям с трудоспособными членами, имеющими объективные ограничения для участия в мерах содействия занятости.

Обусловленная денежная помощь предоставляется одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющем в своем составе как минимум одного трудоспособного.»

части восьмую и девятую изложить в следующей редакции:

«В 2017 году в проекте участвовало 32,2 тысяч семей или 179,6 тыс. человек (2015 год - около 3,9 тысяч семей или 20,2 тыс. человек, 2016 год – 7,4 тысяч семей или 38,8 тыс. человек), в активные формы содействия занятости были привлечены 36,4 тыс. человек или 92,6% от общего количества трудоспособных участников проекта «Өрлеу» (2015 год - 4 857 человек или 90 %, 2016 год – 8 704 человек или 90,5%). 

 В результате доходы участников проекта увеличились более чем в 2 раза, доля трудоспособного населения в структуре получателей АСП сократилась до 26,5% (2016 год – 27,2%, 2015 год - 29,2%), количество получателей АСП снизилось на 24,7 %.»;

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«Предпринимаемые меры способствовали повышению благосостояния граждан. Уровень бедности в стране снижается – доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2017 году составила – 2,6%, (в 2016 году – 2,6%, в 2015 году – 2,7 %).»;

в подразделе «Предоставление специальных социальных услуг, социальная защита инвалидов»:

части третью, четвертую, пятую и шестую изложить в следующей редакции:

«Поэтапное введение Стандартов оказания ССУ позволило расширить категории получателей данных услуг с 3 до 7. С начала 2017 года категории получателей ССУ расширены посредством внедрения Стандартов оказания ССУ для жертв бытового насилия и жертв торговли людьми. Таким образом, если раньше получателями услуг были только лица, имеющие инвалидность и лица пожилого возраста, то сегодня в их число входят – лица, освободившиеся из мест лишения свободы, находящиеся на учете у служб пробации, жертвы торговли людьми, жертвы бытового насилия, лица без определенного места жительства.

Наибольшая доля получателей приходится на долю лиц, имеющих инвалидность – 47% (54,3 тыс. чел.) и лиц преклонного возраста – 40% (47,2 тыс. чел.).

С 2015 года в системе ССУ:

- количество субъектов, оказывающих ССУ, возросло на 8 %, или с 797  в 2015 году до 862 организаций в 2017 году (2016 год – 827);

- доля неправительственных организаций выросла до 38 %, соответственно, число НПО выросло с 81 в 2015 году до 130 НПО в 2017 году (2016 год – 106 НПО);

- количество получателей услуг увеличилось на 19%, или с 97,4 тыс. человек до 116,8 тыс. человек (2016 год – 125,6 тыс. человек). При этом доля получателей в неправительственном секторе увеличилась на 42%, или с 5,1 тыс. человек до 8,8 тыс. получателей (2016 год – 6,3 тыс. получателей);

- развиваются альтернативные формы обслуживания, так, по итогам 2017 года действуют 168 отделений дневного пребывания (далее - ОДП) с охватом 9,0 тыс. человек (75 ОДП в государственном секторе с охватом 5,4 тыс. чел., в негосударственном 93 ОДП с охватом 3,6 тыс. чел.; по итогам 2016 года – 126 ОДП с охватом 7,8 тыс. человек, по итогам 2015 года - 50 ОДП с охватом  1,7 тыс. человек);

- начато оказание ССУ на платной основе;

- внедрен механизм софинансирования затрат получателями услуг, находящихся на государственном обеспечении, а также механизм предоставления услуг на платной основе. С начала 2016 года лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, 70 % пенсий и пособий направляют на покрытие расходов на их содержание. При этом, оставшаяся часть пенсий не должна быть ниже установленного минимального размера, пособий – ниже величины прожиточного минимума. Такая практика реализуется в России, где получатель услуг до 70 % пенсий и пособий направляет на свое содержание, в Белоруссии - до 90 %.

С 2015 по 2017 годы из республиканского бюджета на развитие системы ССУ было выделено 2,7 млрд. тенге, из которых 2,2 млрд. тенге были направлены на размещение государственного социального заказа среди неправительственных организаций.»;

в подразделе «Социальная защита инвалидов»:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Особое место в системе мер социальной поддержки занимает социальная защита инвалидов. По состоянию на 1 января 2018 года в Казахстане проживают более 662,5 тыс. инвалидов или 3,7 % от общей численности населения, 62 % от их числа составляют лица трудоспособного возраста, 12,6% – дети (2015 – 637,2 тыс., 2016 год – 651,9 тыс.). Рост лиц  с инвалидностью с 2015 по 2017 годы составил 4,0 % или с 637,2 тыс. человек до 662,5 тыс. человек, соответственно.

Для обеспечения их прав и улучшения качества жизни с 2012 года проводится поэтапная реализация Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов, с 2016 года начата реализация третьего этапа. В рамках Плана:

- на местном уровне принимаются меры по обеспечению доступной безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями. На 1 января 2018 года паспортизация проведена на 31,2 тыс. объектах, в том числе, подлежащих к адаптации 19,5 тыс. объектов, из них адаптировано 16,6 тыс. объектов (на 1.01.2017 года – 11,2 тыс., на 1.01.2016 года – 6,8 тыс.). Доля объектов социальной и транспортной инфраструктуры, обеспеченных доступностью для инвалидов из общего количества паспортизированных объектов составляет 90,7% (2016 год- 77,4%, 2015 год – 54,5%);

- ежегодно за счет средств бюджета более 120,0 тыс. инвалидов обеспечиваются техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами реабилитации, им своевременно выплачиваются социальные пособия;

- по заявкам лиц с инвалидностью, проживающим на селе, посредством услуг АО «Казпочта» инвалидам, проживающим в отдаленных селах, осуществляется доставка на дом реабилитационных средств (за исключением протезно-ортопедических изделий);

- поэтапно с 2015 года актуализирован и расширен Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, количество которых возросло на 77 % (утвержден постановлением Правительства РК от 20.07.2005г. № 754);

- осуществляется содействие занятости инвалидов через Комплексный план содействия занятости, в рамках которого на 1 января 2018 года охвачено 15,4 тыс. инвалидов (2016 год – 13,5 тыс. инвалидов, 2015 год – 13,9 тыс. инвалидов), в том числе 10 тыс. человек по программам развития территорий (2016 год – 8,7 тыс., 2015 год – 8,8 тыс.). Постоянную занятость имеют более 129 тыс. инвалидов.»;

часть пятую изложить в следующей редакции:

«Для работающих и обучающихся лиц с инвалидностью посредством государственного социального заказа поддерживается развитие служб «Инватакси».  В 2017 году выделено 387,1 млн. тенге, в том числе из РБ – 68,8 млн. тенге (2016 год – 142,9 млн. тенге; 2015 год – 75,0 млн. тенге; 2014 год – 87,4 млн. тенге).»;

в подпункте 2.2) «Анализ основных проблем»:

в подразделе 1. «Недостаточный уровень участия в накопительной пенсионной системе»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Охват занятого населения накопительной пенсионной системой по итогам 2017 года составил 72,5% (без учета 211,3 тыс. человек, военнослужащие, которые с 1 января 2016 года не являются участниками НПС), и хотя в анализируемом периоде наблюдается увеличение охвата, актуальность проблемы сохраняется (в 2016 году – 70,8%, в 2015 году – 70,4%).»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости, по итогам 2017 года – 24,5% или более 2,1 млн. человек (в 2015 году – 27,0 % или более 2,3 млн. человек, в 2016 году – 25,8% или более 2,2 млн. человек). Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую невелики. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки. Так, в структуре самозанятых в 2017 году – 10,4% отнесены  к занятым непродуктивно (2015 – 2016 годы – 22,0 %).»;

подраздел 2. «Требует совершенствования методика определения прожиточного минимума» изложить в следующей редакции:

«По оценке Международной организации труда используемая методика расчета величины прожиточного минимума (далее – ПМ) соответствует международным стандартам и основана на нормативно-статистическом методе, согласно которому стоимость продовольственной корзины ПМ рассчитывается по утвержденным нормативам потребления продуктов питания, а стоимость непродовольственных товаров и услуг устанавливаются в виде фиксированной доли к величине ПМ (50%).

Вместе с тем, прожиточный минимум сегодня не соответствует фактическим потребительским расходам наименее обеспеченного населения в виду продолжающегося роста доходов населения. Так, по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК в 2017 года величина ПМ составила 23 783 тенге, при этом отмечается устойчивый рост непродовольственных расходов населения, которые явно превысили
50% общих расходов.»;

в подразделе 3. «Недостаточное развитие активных форм преодоления бедности и несоответствие критериев оказания социальной помощи международным стандартам»:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«По итогам 2017 года в структуре получателей адресной социальной помощи около 26,5% составляют лица трудоспособного возраста. Это обусловлено, как субъективными причинами (иждивенческое настроение  у части получателей, не желающих трудиться), так и объективными (дефицит свободных рабочих мест, особенно в сельской местности, несоответствие уровня образования малообеспеченных предъявляемым квалификационным требованиям), а также недостаточной эффективностью активных мер, направляемых на эту категорию.»;

в подразделе 6. «Недостаточные возможности полноценного участия   в жизни общества лиц с ограниченными возможностями»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Сегодня недостаточно проводится работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов. Основная часть паспортизации объектов произведена в 2013 году – 18 754. В 2015 – 2017 годах было паспортизировано 6 762 объектов, из них более 9,3 % признаны нуждающимися в адаптации. Однако за этот период местные исполнительные органы адаптировали к потребностям инвалидов только 16,6 тыс. объектов социальной инфраструктуры.»;

в пункте 2 «Стратегическое направление 2. Формирование политики занятости и регулирования трудовых отношений, управление миграционными процессами»:

в подпункте 2.1) «Основные параметры развития регулируемой сферы деятельности»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года вопросам создания условий для вовлечения граждан в продуктивную занятость уделяется особое внимание.»;

в подразделе «Рынок труда и занятость»:

части третью, четвертую, пятую, шестую, седьмую, восьмую и девятую изложить в следующей редакции:

«Доля рабочей силы в период с 2015 года по 2017 годы сохранилась на уровне более 50%.

В структуре занятого населения численность самостоятельно занятых по итогам 2017 года составила 2 099,2 тыс. человек (2016 год – 2 210,5 тыс. человек, 2015 год – 2 328,9 тыс. человек).

Уровень безработицы снизился – с 5,0% в 2016 году до 4,9% по итогам 2017 года (2015 год – 5,0%).

С 2015 года численность безработного населения снизилась на 8,8 тыс. человек и в 2017 году составила 442,3 тыс. человек (2016 год – 445,4 тыс. человек, 2015 год – 451,1 тыс. человек).

Уровень безработицы среди молодежи, которая также являлась целевой группой программы «Дорожная карта занятости - 2020» (далее - ДКЗ 2020), по сравнению с 2016 годом снизился на 0,2% и составил по итогам 2017 года –   3,9% (2015 год – 4,3%, 2016 год – 4,1%).

За последние три года наблюдается также снижение уровня женской безработицы c 5,7% в 2015 году до 5,4% в 2017 году (в 2016 году – 5,5%).

Складывающая в последние годы стабильная положительная ситуация на рынке труда обусловлена также и реализацией своевременных антикризисных мер. Работа по вовлечению безработного, самостоятельно занятого и малообеспеченного населения в активные меры содействия занятости проводилась в рамках ДКЗ 2020, а также новой Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы (далее – Программа). »;

часть десятую исключить;

диаграмму «Динамика рынка труда» изложить в следующей редакции:

«

»;

части тринадцатую, четырнадцатую, пятнадцатую, шестнадцатую и семнадцатую исключить;

часть восемнадцатую изложить в следующей редакции:

«В последние три года наблюдается рост доли продуктивно занятых  в общем количестве самостоятельно занятых, если в 2015 году она составляла 70,8%, то в 2016 году –86,4%, в 2017 году – 89,6%.»;

части двадцать третью, двадцать четвертую и двадцать пятую изложить  в следующей редакции:

«Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией «Казахстан – 2050», Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира и Стратегическим планом развития страны до 2025 года.

В этой связи, с 2017 года реализуется Программа, ориентированная на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества, включая поддержку социально уязвимых групп населения (постановление Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 919).

В 2017 году рамках первого направления на получение бесплатного профессионального и технического образования направлено 21 тысяча молодых людей; на краткосрочное профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам направлены 71,8 тыс. человек, завершили обучение 68,4 тыс. человек, из числа которых 58% было трудоустроено.»;

после двадцать девятой части дополнить частью следующего содержания:

«В конце 2017 года в Программу были внесены новые инструменты поддержки - субсидирование работодателей, оказывающих содействие добровольному переселению граждан, предоставление безвозмездных грантов на реализацию новых бизнес-идей.»;

часть тридцатую изложить в следующей редакции:

«Запланированные меры, а также обновленные инструменты Программы способствуют решению обозначенных проблем через содействие продуктивной занятости населения путем повышения потенциала трудовых ресурсов и вовлечения граждан в предпринимательство в соответствии с лучшими практиками стран ОЭСР.»;

после части тридцать третьей дополнить частью следующего содержания:

«Важнейшим шагом по дальнейшей модернизации казахстанского общества, повышения качества жизни населения и для дальнейшего поддержания роста экономики страны являются пять социальных инициатив, озвученных Главой государства 5 марта 2018 года. Четвертая социальная инициатива направлена на расширение микрокредитования в сельской местности и городах, как наиболее эффективный механизм по развитию массового предпринимательства среди самозанятого и безработного населения.»;

в подразделе «Развитие Национальной системы квалификации»:

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«За 2012 – 2015 годы разработано 449 профтандартов с охватом практически всех приоритетных отраслей экономики. На их основе разработаны образовательные программы и внедрены в колледжах и ВУЗах.»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«Пересмотрены и приняты правовые акты и методология по разработке и оформлению отраслевых рамок квалификаций и профстандартов.»;

после части седьмой дополнить частью следующего содержания:

«В рамках исполнения Общенационального плана действий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» ведется работа по обновлению профстандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве.»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«До 2020 года в рамках нового совместного проекта Правительства Республики Казахстан с Международным Банком реконструкции и развития - «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест», ориентировочно планируется пересмотреть и разработать 550 профстандартов, в том числе в 2017 году – 70, в 2018 году – 230, в 2019 году – 250 профстандартов.»;

в подразделе «Миграция населения»:

абзацы первый и второй подпункта 1) части второй изложить в следующей редакции:

«1) интенсивной внутренней миграцией. В Казахстане в течение последних лет сохраняется высокий показатель межрегиональной миграции и направления миграционных потоков. С 2015 года по 2017 год в процессы межрегиональной миграции было вовлечено более 800 тыс. человек.  Ее составляющими является миграция населения из сельских населенных пунктов в регионы с более высоким уровнем жизни и развитой инфраструктурой, из экологически неблагополучных регионов в регионы с лучшей экологической средой.

В 2017 году наибольший отток населения приходится на Восточно-Казахстанскую, Южно-Казахстанскую, Карагандинскую и Жамбылскую области. Основными регионами притока населения являются города Астана, Алматы и Мангистауская область;»;

абзацы первый, второй и третий подпункта 2) части второй изложить в следующей редакции:

«2) оптимальным привлечением иностранной рабочей силы (далее – ИРС). В целях защиты внутреннего рынка труда, Правительством Республики Казахстан устанавливается квота на привлечение ИРС. На 2015 - 2016 годы квота ежегодно устанавливалась в размере 0,7 % к экономически активному населению республики, что составляет 63 тыс. чел., на 2017 год - 0,6% или 54,4 тыс. единиц, на 2018 год - 0,46% или 41 тыс. единиц).

 По итогам 2017 года действовало 22,3 тыс. разрешений, что составляет 0,5 % от числа наемных работников (на конец 2015, 2016 годов действовало 32,4 и 30,1 тыс. разрешений, соответственно).

При этом доля специалистов 1-3 категории среди привлекаемой ИРС сохраняется на уровне не менее 70% (2015 год – 70,0%, 2016 год – 70,5%, 2017 год – 85,7%).»;

подпункт 3) части второй изложить следующей редакции:

«3) стабильной динамикой прибывающих ежегодно этнических казахов. За годы независимости на историческую родину прибыло свыше 294 350 семей или 1 025 078 этнических казахов (в 2015 году – 1 920 семей или 4 890 чел., в 2016 году – 16 417 семей или 33 754 человек, в 2017 году – 9 989 семей или 18 605 человек).»;

в подразделе «Трудовые отношения»:

части десятую, одиннадцатую, двенадцатую, тринадцатую и четырнадцатую изложить следующей редакции:

«В 2017 году госинспекторами труда в 1 536 предприятиях выявлена текущая задолженность по заработной плате перед 25 070 работниками на сумму 3,4 млрд. тенге. Руководству данных предприятий выданы 1 363 обязательных для исполнения предписания, и наложено 982 штрафа на сумму - 195,9 млн. тенге.    

В результате принятых мер в 2017 году задолженность по заработной плате погашена на сумму 3,0 млрд. тенге и защищены права более 24 тыс. работников. За последние три года в результате мер воздействия, принятых государственными инспекторами труда, задолженность по заработной плате погашена на сумму 14,6 млрд. тенге и защищены права более 101 тыс. работников (в 2015 году – 4,8 млрд. тенге, в 2016 году – 6,8 млрд. тенге).  

Таким образом, приняты меры по недопущению роста задолженности по заработной плате (на 1 января 2016 года – 275,7 млн. тенге, на 1 января  2017 года – 278,4 млн. тенге, на 1 января 2018 года – 242 млн. тенге).

По состоянию на 1 января 2018 года госинспекторами труда осуществлено 9,9 тыс. проверок, в ходе которых было выявлено более 14,8 тыс. нарушений трудового законодательства. В 2016 году было выявлено более  18,4 тыс. указанных нарушений, в 2015 году – 19,5 тыс.    

По результатам выявленных нарушений в отношении юридических лиц и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено более 3,8 тыс. штрафов на общую сумму 467,3 млн. тенге (на 1.01.2017 года – 603,5 млн. тенге, на 1.01.2016 года – 429,6 млн. тенге).»;

часть шестнадцатую изложить в следующей редакции:

«По состоянию на 1 января 2018 года мониторингом было охвачено                                447 предприятий с общим количеством работников 218 тыс. человек, из них                    с 3 768 работниками прекращены трудовые отношения по причине сокращения штата или работников.»;

часть восемнадцатую изложить в следующей редакции:

«Кроме того, по результатам мониторинга, более 3,7 тыс. работников заняты в режиме гибкого рабочего времени.  В отношении данных работников акиматами принимаются целенаправленные меры по сохранению рабочих мест.»;

часть двадцатую изложить в следующей редакции:

«По состоянию на 1 января 2018 года по республике состоялось 110 заседаний трехсторонних комиссий, с участием заинтересованных государственных органов и социальных партнеров, на которых заслушаны  646 руководителей предприятий (в 2016 году – 86 заседаний, в 2015 году – 129 заседаний).»;

часть двадцать третью изложить в следующей редакции:

«На 1 января 2018 года по республике заключено 115 тыс. меморандумов, затрагивающих права более 2,8 млн. работников, с охватом 82,1% крупных и  67,5% средних и малых производственных предприятий страны которыми предусматривается сохранение более 2,8 млн. рабочих мест по всей стране (в 2015 году – 75,3 тыс. меморандумов, затрагивающих права 2,3 млн. работников, с охватом 78,7 крупных и 46,6 средних и малых предприятий, в 2016 году – 112,9 тыс. меморандумов, затрагивающих права более 2,8 млн. работников, с охватом 81,6% крупных и 66,7% средних и малых предприятий).»;

часть двадцать пятую изложить в следующей редакции:

«В результате принимаемых мер с 2015 года количество трудовых конфликтов снижено более чем в 1,4 раза (2015 – 7, в 2016 году – 8, в 2017 году – 5).»;

части двадцать восьмую и двадцать девятую изложить в следующей редакции:

«На крупных и средних предприятиях страны отмечен рост внедренных международных и национальных стандартов по безопасности и охраны труда.                     В 2017 году число внедренных стандартов составило 1 752, в 2016 году – 1 476, в 2015 году - 1 463. 

Новые подходы по осуществлению внутреннего контроля по безопасности и охране труда предусматривают создание производственных советов по безопасности и охране труда, решения которых обязательны для работодателя, на 1 января 2018 года на предприятиях республики созданы 12 855 производственных советов по безопасности и охране труда (в 2016 году – 11 215, в 2017 году – 1 640).»;     

части тридцать четвертую, тридцать пятую, тридцать шестую, тридцать седьмую, тридцать восьмую и тридцать девятую изложить в следующей редакции:

«По состоянию на 1 января 2018 года 140 предприятий республики стали обладателями Сертификата доверия (в 2015 году – 21, в 2016 году – 60, в 2017 году – 59).

Принимаемые меры способствовали снижению уровня производственного травматизма. На 1 января 2018 года коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 работающих снизился до 0,29 (2016 год – 0,32%, 2015 год – 0,33%). 

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом на 1000 работающих также имеет устойчивую тенденцию к снижению, на 1января 2018 года составил 0,04 (в 2015 – 2016 годах – 0,05).

Развивается система социального партнерства. 31 января 2018 года подписано новое Генеральное соглашение на 2018-2020 годы, действуют трёхсторонние комиссии на всех уровнях (21 отраслевых и 16 региональных соглашений, а также на уровне городов и районов более 200 соглашений).

На 1 января 2018 года системой коллективных договоров охвачено
78,0 тыс. предприятий или 34,3% из числа действующих предприятий (на 1.01.2017 г. – 71,2 тыс. предприятий или 33,5%, на 1.01.2016 г. - 66,8 тыс. предприятий, или 36,6 % из числа действующих предприятий). Показатель охвата крупных и средних предприятий по сравнению с 2015 годом вырос до 93,3 % (2015 год – 93,1%, 2016 год – 93,3%). 

Следует отметить, что в бизнес-сообществе растет понимание социальной ответственности. В конкурсе социальной ответственности «Парыз» за годы его проведения (2008 – 2017) участвовало 4 645 предприятий со всех регионов страны (в 2017 году – 400 предприятий, в 2016 – 501 предприятие, 2015 году – 541 предприятие). 6 декабря 2017 года состоялась официальная церемония награждения лауреатов десятого конкурса социальной ответственности бизнеса «Парыз».»;

в подпункте 3.2) «Анализ основных проблем»:

в подразделе 1 «Низкое качество трудовых ресурсов.»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«В последнее время отмечен рост доли рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием (в 2015 году – 37,4%, в 2016 году – 37,6%, в 2017 году – 38,7%).  При этом, доля рабочей силы с техническим и профессиональным образованием, остается на среднем уровне в 35% (в 2015 году – 33%, 2016 году – 34,9%, в 2017 году – 37,4%).»;

в подразделе 2 «Непродуктивная занятость.»:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Численность самостоятельно занятого населения сократилась с 2,3 млн. (27%) в 2015 году до 2,1 млн. человек (24,4%) по итогам 2017 года (в 2016 году – 2,2 млн.), одновременно за последние три года сократилась численность непродуктивно самостоятельно занятого населения более чем в 2 раза (в 2015 году – 513 тыс. чел., в 2016 году - 301 тыс. человек, в 2017 году – 217,7 тыс. человек).

Вместе с тем, доля самозанятого населения все еще составляет 24%, или 2,1 млн. человек. При этом 218 тысяч, из числа самозанятых, являются непродуктивно занятыми (деятельность не зарегистрирована, либо они имеют доходы ниже прожиточного минимума). Также следует отметить, что в ходе подворового обхода были дополнительно выявлены ранее незарегистрированные безработные и непродуктивно занятые лица, которые не учитывались в статистической отчетности.»;

в подразделе 3 «Региональные диспропорции и демографический дисбаланс.»:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Численность населения северных регионов (Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской) в последние три года практически не изменилась, на начало 2016 года - 4 млн. 352 тыс. человек, 2017 года – 4 млн. 324 тыс. человек, 2018 года – 4 млн. 311 тыс. человек. В то же время в южных регионах (Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской), численность населения выросла на 285 тыс. человек (на начало 2016 года -  6 млн 665 тыс. человек, 2017 года –  6 млн. 750 тыс. человек, 2018 года – 6 млн. 847 тыс. человек).»;

в подразделе 5 «Неравномерное расселение этнических казахов по территории страны, без учета интересов принимающей стороны и возможностей обустройства переселенцев в регионах.»:

часть третью изложить в следующей редакции:

«Законом Республики Казахстан предусмотрена компетенция Правительства Республики Казахстан по определению регионов расселения оралманов (Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Атырауская и Западно-Казахстанская области) и установление региональной квоты приема оралманов (на 2018 год в количестве 622 семей), а также предусмотрен социальный пакет.»;

в разделе 3 «Приоритетные направления сферы/отрасли»:

в стратегическом направлении 1. «Обеспечение социальной защиты населения»:

в 1 приоритетном направлении «Выполнение социальных обязательств, принятых государством»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Стратегическим планом развития страны до 2025 года предусмотрено, что развитие пенсионной системы и социального страхования будет направлено на стимулирование продуктивной и формализованной занятости посредством усиления взаимосвязи между стажем участия и размерами выплат.»;

дополнить частью второй следующего содержания:

«Многоуровневая система социального обеспечения будет соответствовать современным стандартам и уровню жизни в Казахстане. Повышение базовых социальных выплат, последовательное увеличение пенсионных выплат, расширение охвата населения накопительной пенсионной системой и социальным страхованием обеспечат достойные условия жизни для лиц пожилого возраста, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и иных граждан, нуждающихся в социальном обеспечении.»;

в подразделе 2 «Социальное обеспечение граждан»

часть пятую изложить в следующей редакции:

«В соответствии с поручением Главы государства, озвученном в Послании 2018 года, по усилению взаимосвязи между трудовым стажем и размерами социальных выплат в системе обязательного социального страхования, будут приняты меры в защиту интересов работающего населения, путем совершенствования параметров, применяемых при назначении выплат из системы социального страхования (стажа участия, степени утраты трудоспособности и коэффициента замещения дохода). »;

дополнить частью шестой следующего содержания:

«Кроме того, будет продолжена работа по совершенствованию системы обязательного страхования работников от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.»;

в подразделе «Меры по реализации»

абзац пятый части первой исключить;

после части первой дополнить частями следующего содержания:

«В реализацию поручения Главы государства до конца 2018 года будет разработана концепция и проект Закона «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции, предусматривающий изменение параметров социальных выплат из ГФСС, в том числе усилена зависимость размера выплат от стажа участия в системе социального страхования. Соответственно будут изучены международные стандарты и практики по механизмам определения размеров выплат по видам социальных рисков с учетом страховых принципов и принципа социальной справедливости.

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» предусмотрен переход к проактивному оказанию государственной услуги по назначению социальной выплаты на случаи социальных рисков.

Также в целях дальнейшего совершенствования системы обязательного страхования запланирован пересмотр механизма защиты граждан, получивших увечье в связи с несчастным случаем или установлением инвалидности, возникших при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей.»;

во втором приоритетном направлении «Реализация и совершенствование системы социальной поддержки материнства и детства»:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Согласно Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года система поддержки материнства и детства имеет ключевое значение для обеспечения самореализации граждан и устойчивости баланса трудовых ресурсов.

Механизмы поддержки материнства и детства будут сконцентрированы на защите доходов родителей и создании благоприятной среды для рождения детей. Система стимулирования рождаемости и поддержки многодетности совершенствуется путем разработки комплекса мероприятий, включающих материальные и нематериальные стимулы.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Дальнейшее совершенствование системы социальной поддержки семей с детьми продолжится в рамках Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года.»;

в подразделе «Меры по реализации»:

абзац второй и третий изложить в следующей редакции:

«- введение с 1 июля 2018 года нового вида пособия лицу, осуществляющего уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства;

- проактивное оказание государственных услуг, связанных с рождением ребенка.»;

в третьем приоритетном направлении «Совершенствование системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, направленной на предупреждение социального иждивенченства»:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года дальнейшее развитие системы адресной социальной помощи и поддержки малообеспеченных граждан будет направлено на усиление адресности, снижения социальных рисков и расширение возможностей активного преодоления бедности. Адресная социальная помощь продолжится назначаться гражданам с учетом их реальной нуждаемости.»;

после части второй дополнить частью следующего содержания:

«Для нетрудоспособных помощь будет оказываться в безусловном порядке. Для тех, кто может работать, помощь будет оказываться на основе социального контракта.»;

после части четвертой дополнить частью следующего содержания:

«Также Концепция дальнейшей модернизации системы социального обслуживания нацелена на обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых услуг.»;

часть двенадцатую исключить;

в разделе «Меры по реализации»:

абзац второй подпункта 1. изложить в следующей редакции:

«- в рамках реализации 84 шага Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, озвученного Главой государства, с 1 января 2018 года будут внедрены новые подходы оказания адресной социальной помощи, которая предоставляется нуждающимся гражданам, на основе оценки их реальных доходов  и условий жизни с обязательным участием трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости (при необходимости в мерах социальной адаптации и подписания социального контракта). В целях исключения социальной несправедливости и разрыва размера адресной социальной помощи между регионами планируется пересмотр критерия оказания АСП нового формата от величины прожиточного минимума, утверждаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.» ;

подпункт 4. изложить в следующей редакции:

«4. В части трудоустройства категории граждан, нуждающихся в особых условиях труда, будут приняты меры по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.»;

в 4 приоритетном направлении «Содействие обеспечению продуктивной занятости»:

после абзаца пятого части шестой дополнить частями следующего содержания:

«С 2018 года предусмотрен новый вид поддержки предпринимательской инициативы - предоставление государственных грантов гражданам на реализацию новых бизнес-идей, в размере до 100 МРП.

Согласно социальных инициатив Главы государства в 2018 году будет расширено микрокредитование, дополнительно выделенные средства будут направлены в том числе на кредитование в селах и на развитие якорной кооперации вокруг крупных перерабатывающих сельхозпредприятий, что позволит обеспечить соответствующий сбыт продукции.

В 2018 году будет расширено микрокредитование, дополнительно выделенные средства будут направлены в том числе на кредитование в селах и на развитие якорной кооперации вокруг крупных перерабатывающих сельхозпредприятий, что позволит обеспечить соответствующий сбыт продукции.

В целом развитие предпринимательской инициативы наряду                                  с обеспечением занятости участников Программы, даст и мультипликативный эффект в виде создания дополнительных рабочих мест, создания нового производства или развития услуги и увеличения объёма выпускаемой продукции.»;

После части шестой дополнить частью следующего содержания:

«С 2018 года в целях стимулирования добровольного переселения граждан будут внедрены дополнительные меры, такие как субсидирование расходов работодателей, которые готовы принять на постоянную работу переселенцев (не менее 5 чел.) с решением всех вопросов их обустройства в размере 450 МРП.»;

в подразделе «Меры по реализации»:

абзац третий изложить в следующей редакции:

«- реализация Программы «Еңбек» с новыми инструментами поддержки занятости по предоставлению грантов на развитие новых бизнес идей и по субсидированию работодателей, оказывающих содействие в переселении, по расширению микрокредитования;»;

в 5 приоритетном направлении «Содействие обеспечению продуктивной занятости»:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года предусмотрено внедрение инновационной стандартизированной системы управления охраной труда на основе риск-менеджмента. Основой управления охраной труда на производстве станут стандарты безопасности, соответствующие требованиям системы управления охраной труда Международной организации труда. Реализация приоритетов, обозначенных Президентом Республики Казахстан в Концепции по вхождению Казахстана  в число 30-ти самых развитых государств мира, также предусматривает приведение системы охраны труда в соответствие со стандартами Международной организации труда, а показатели производственного травматизма – в соответствии с нормативами развитых стран.»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«На основе новой идеологии социального партнерства заключено Генеральное соглашение между Правительством, бизнесом и профсоюзами на 2018 – 2020 годы и пересмотрен формат работы республиканской, отраслевых и региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.»;

в разделе 4 «Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования»:

в подразделе «Общанациональные показатели страны»:

в таблицу «Стратегия развития Казахстана до 2050 года и Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира» изложить в следующей редакции:

«

Стратегия развития Казахстана до 2050 года и Концепция по вхождению Казахстана

в число 30-ти самых развитых государств мира

  • Поэтапное качественное повышение стандартов качества жизни, увязанное с ростом экономики.
  • Государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др.
  • Важно создать условия, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения, обеспечив их заработной платой. Прежде всего это касается людей с ограниченными возможностями. Так поступают в развитых странах мира. Мы должны создавать условия для их полноценной трудовой деятельности. 
  • Государственные пособия должны получать только те, кто реально не может работать. Те компании и корпорации, которые берут на работу инвалидов и создают им условия, должны поощряться.
  • Мы должны установить для наших граждан минимальные социальные стандарты и гарантии, которые должны прямо зависеть от роста экономики и бюджета.
  • Необходимо принять меры по выработке совершенно новых подходов в отношении оплаты труда и сокращению имеющихся здесь диспропорций
  • Модернизация пенсионной системы будет основана на дальнейшем усилении солидарной ответственности государства, работодателей и самих работников за пенсионное обеспечение граждан
  • Будут разработаны комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения
  • Наряду с этим будут разработаны новые подходы к осуществлению пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы, в том числе за счет пенсионных аннуитетов
  • Будет проработан вопрос трансформации базовой пенсии в гарантированную минимальную пенсию и разработаны новые критерии и условия ее назначения
  • Будет внедрен механизм социального контракта, предусматривающий обязательное активное участие получателя помощи в программах содействия занятости и социальной адаптации. Социальный контракт будет включать комплекс мер социальной поддержки со стороны государства, в том числе пути возвращения на рынок труда. Нарушение обязательств получателя по выполнению социального контракта приведет к прекращению предоставления социальной помощи
  • В рамках гарантированного объема специальных социальных услуг будут предоставляться услуги для пожилых людей по их адаптации к возрастным ограничениям и ресоциализации.

 

  • Привлечение лучших иностранных специалистов на открытом рынке 
  • У нас должны быть четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда.
  • Нам в целом необходимо принять меры по комплексному решению проблем миграции, которые влияют на рынки труда в регионах страны.
  • Сформировать принципиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников
  • Мы должны предоставлять женщинам гибкие формы занятости, создавать условия для работы на дому
  • Следует активно вовлекать женщин в государственное и общественное управление, особенно на местном уровне в регионах. Создавать благоприятные условия для открытия и ведения бизнеса женщинами. 
  • Не допускать в стране дискриминации по половому признаку и на практике обеспечить гендерное равноправие и равные возможности женщинам наряду с мужчинами.
  • Уровень долгосрочной безработицы снизится с 2,5% до менее 1% от экономически активного населения
  • Также будут приняты меры по снижению уровня производственного травматизма
  • В среднесрочной перспективе будут приняты меры по формализации трудовых отношений самозанятого населения, в том числе за счет обучения, предоставления микрокредитов и содействия в переселении в экономически благополучные регионы
  • В среднесрочной перспективе будут разработаны специальные механизмы содействия занятости матерей, в том числе через развитие гибких форм занятости (работа на дому, неполный рабочий день)
  • В рамках трудоустройства категории граждан, нуждающихся в особых условиях труда, будут предоставляться консультации по профессиональной ориентации и создаваться специально оборудованные социальные рабочие места
  • В среднесрочной перспективе начнет действовать модель трехстороннего участия государства, работодателей и работников в финансировании обучения в течение всей жизни. Базовая ответственность за оплату обучения в течение всей жизни будет лежать на работнике
  • Государство и работодатели будут принимать участие в финансировании обучения определенных категорий работников, в том числе самозанятых
  • Обеспечение занятости инвалидов будет основано на содействии работодателям в создании специальных рабочих мест и специальных программ обучения для инвалидов, предоставляющих им возможности для самореализации
  • Система охраны труда будет приведена в соответствие с нормами Международной организации труда, а показатели производственного травматизма соответствовать нормативам развитых стран
  • В рамках программ по повышению занятости будут обеспечены условия для перехода трудовых ресурсов из низкопроизводительных в более высокодоходные и перспективные сферы трудовой деятельности
  • В целях предотвращения отрицательных социальных последствий внутренней миграции из села в город будет принят комплекс мер, направленный на вовлечение мигрантов в формальную занятость
  • Будет продолжена реализация мер по повышению мобильности населения с оказанием содействия в трудоустройстве, предоставлением субсидий на переезд и обучением на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
  • В рамках данного направления будут созданы условия для привлечения в Казахстан квалифицированных иностранных работников, востребованных на рынке труда, в том числе путем упрощения условий осуществления трудовой деятельности

»;

таблицу «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» изложить в следующей редакции:

«

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года

  • Минимальные социальные стандарты, увязанные с ростом экономики и бюджетными возможностями, будут поэтапно приближаться к международным аналогам
  • Величина и структура прожиточного минимума как основы в расчете всех базовых социальных выплат от государства будет пересматриваться на постоянной основе, отражая реальную стоимость потребительской корзины, гарантируя приемлемый уровень жизни для населения, в том числе получателей базовой пенсии и базовых пособий
  • Методика определения черты бедности будет оптимизирована: на первом этапе ее уровень будет повышен относительно величины прожиточного минимума, а впоследствии поэтапно привязан к среднему медианному доходу по стране, что положительно скажется на размерах социальной помощи малообеспеченному населению
  • Будет прорабатываться вопрос поэтапного изменения минимального размера заработной платы, который в наиболее развитых странах определяется по отношению к средней заработной плате по стране и превышает величину прожиточного минимума
  • Пенсионная система получит дальнейшее развитие, при этом фокус будет сделан на стимулирование продуктивной и формализованной занятости
  • Размер базовой пенсии, выплачиваемой государством из бюджета всем достигшим пенсионного возраста, будет привязан к трудовому стажу и длительности участия в пенсионной системе. Работавшие граждане будут получать базовую пенсию большего размера в сравнении с ранее безработными или не отчислявшими пенсионные взносы
  • Помимо базовой пенсии, работавшие пенсионеры будут получать пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда, где в дополнение к 10-процентным пенсионным взносам работавшего будут аккумулироваться 5-процентные пенсионные отчисления от его работодателя в рамках нового условно-накопительного компонента пенсионной системы.
  • Третьим источником пенсионных выплат для работавшего пенсионера могут стать его добровольные пенсионные накопления
  • Социальное страхование будет направлено на стимулирование продуктивной и формализованной занятости
  • Аналогично пенсионной в системе социального страхования будет усилена взаимосвязь между стажем участия и размерами выплат: будут увеличены коэффициенты замещения доходов (потеря работы, потеря кормильца, утрата трудоспособности), поэтапно увеличена продолжительность выплат до уровня стран ОЭСР (потеря работы)
  • Будет усилена адресность при оказании социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Для нетрудоспособных помощь будет оказываться в безусловном порядке
  • Важным аспектом оказания социальной помощи станет поэтапное внедрение проактивного подхода со стороны государства. Органы поддержки, помимо обслуживания обратившихся за помощью, будут самостоятельно выявлять нуждающиеся категории населения с упором на сельскую местность, определяя малообеспеченных через информационные системы
  • Система социального обслуживания будет также подвержена модернизации, которая предусматривает усиление адресности, доступности и качества специальных социальных услуг
  • Доступность будет усилена за счет привлечения незанятых членов семьи нуждающегося и патронатного ухода в гостевых семьях; частного сектора на базе центров социального обслуживания, многопрофильных домов малой вместимости, создающихся на принципах ГЧП в городах и селах, а также "мобильных служб" в отдаленных селах; государственных специализированных домов-интернатов
  • Усилению качества и вовлечению частного сектора будут служить обновленные стандарты услуг и экономически оправданные привлекательные тарифы
  • У самих нуждающихся появится возможность выбора формы получения социального обслуживания благодаря созданию Единого регистра специалистов, содержащего информацию об их квалификации, видах оказываемых услуг, результатах работы
  • …С учетом гендерного аспекта будет усовершенствовано законодательство по режиму и охране труда, улучшены условия труда, рассмотрены возможности внедрения и расширения гибких форм занятости. Будет оказана поддержка расширению экономических возможностей женщин через содействие занятости и предпринимательству, в том числе в тех секторах экономики, в которых традиционно заняты мужчины…
  • ...В рамках законодательного урегулирования будет рассмотрен вопрос сокращения рабочего времени для родителей, имеющих несовершеннолетних детей...
  • Местными исполнительными органами совместно с предприятиями будет выработана согласованная политика по поддержке работников, высвобождаемых в результате модернизации и цифровизации предприятий. Для обеспечения трудоустройства высвобождаемых работников предполагается реализация совместных дорожных карт, предусматривающих создание новых рабочих мест (в том числе через предоставление крупным бизнесом долгосрочных заказов и оказание иного содействия в освоении востребованной продукции на предприятиях МСБ региона), переобучение и другие меры содействия занятости.
  • Будет продолжено содействие скорейшему росту производительности имеющихся трудовых ресурсов через обеспечение трудовой мобильности рабочей силы, сохранение ориентации на поддержку занятых в низко-производительных отраслях, неформальном секторе экономики и безработных, совершенствование инфраструктуры рынка труда
  • Продолжится работа по обеспечению безработных и самозанятых возможностями получения профессиональных навыков и компетенций, востребованных на рынке труда. Будут актуализированы и реализованы краткосрочные курсы по востребованным на рынке труда профессиям с упором на инклюзивность для особо нуждающихся групп населения: молодежи (в рамках проекта "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех"); лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста (за счет разработки специальных программ обучения).
  • Для снижения неформальной занятости будет реализован комплекс мер, в том числе введение упрощенных систем регистрации, учета и налогообложения, охват системой социального обеспечения, «легализация» трудовых договоров с упором на самозанятых и занятых в сельской местности; усиление ответственности «теневых» работодателей, расширение профилактических мер, введение реестра «недобросовестных работодателей»; актуализация статусов физических лиц в информационных системах государственных органов; информационно-разъяснительная работа
  • Одним из основных направлений повышения продуктивной занятости является развитие массового предпринимательства. Для этого будет оказываться полный спектр мер поддержки, включающий обучение основам предпринимательства, поддержку предпринимательских инициатив с учетом расширения сферы услуг и кооперации на селе, в том числе через развитие микрокредитования в городах и на селе
  • Продолжится стимулирование территориальной мобильности трудовых ресурсов при добровольном переселении из областей с избыточным предложением рабочей силы в те области, где отмечается нехватка кадров. Подход будет основан на "точках экономического роста" (агломерации, крупные и средние города, дислокации крупных проектов, перспективные приграничные территории), по которым будут устанавливаться региональные квоты с последующей дифференциацией потоков внутренних мигрантов в соответствии со спросом на трудовые ресурсы.
  • Переселенцам будет предоставлена финансовая поддержка в форме субсидий на возмещение годовых расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг. При этом предполагается возможность использования данных средств на приобретение жилья на вторичном рынке. Также будет рассмотрена возможность предоставления жилищных займов через систему жилищных строительных сбережений.
  • Дополнительными стимулирующими мерами для трудоустройства переселенцев станут вовлечение работодателей с правом субсидирования местными исполнительными органами, а также предварительное обучение переселенцев основам предпринимательства и предоставление им государственных грантов для реализации новых бизнес-идей и земельных участков для ведения огородничества, сельского хозяйства или для коммерческих целей.
  • Эффективное управление перетоками трудовых ресурсов между отраслями, населенными пунктами и категориями будет обеспечено за счет развитой инфраструктуры рынка труда, сочетающей параллельно действующие каналы, посредством которых государство и бизнес будут оказывать меры поддержки всем обратившимся гражданам
  • На базе онлайн-портала будет внедрена единая цифровая площадка по трудоустройству для консолидации данных обо всех вакансиях и соискателях с государственных центров занятости, частных агентств, средств массовой информации, интернет-площадок. Электронная биржа предоставит широкие возможности для поиска резюме и вакансий в электронном формате, без финансовых издержек и с широкой географией охвата. Информационный пакет для граждан будет включать описание вакансий и сопутствующих доступных мер государственной поддержки, в том числе об условиях и возможностях для получения временного жилья, порядке подготовки к переезду, возможностях получения квалификации и рекомендуемых местах обучения.
  • Сервисы онлайн-портала будут содержать широкий спектр дополнительных услуг, таких как профессиональная ориентация в онлайн-режиме, информирование граждан о востребованных профессиях и учебных курсах, качественные прогнозы и аналитика по рынку труда.
  • Также будет введен электронный формат трудовых книжек. Это позволит получать информацию о формальной занятости граждан, вести профиль работника в онлайн-режиме и подтверждать его компетенцию.
  • Будет проведена трансформация работы государственных центров занятости населения. Для обратившихся безработных и непродуктивно самозанятых граждан будут предоставляться услуги по профессиональной ориентации, обучению востребованным профессиям, трудоустройству, с разработкой для каждого соискателя индивидуальной стратегии профессионального развития, основанной на диагностике его навыков и выработке комплекса адресных мер по обеспечению его устойчивой и производительной занятости.
  • В отношении работодателей государственные центры занятости внедрят проактивный и электронный формат взаимодействия. Упрощение процедур регистрации вакансий, в том числе за счет цифровых каналов, значительно расширит базу работодателей, для которых центры занятости населения станут работать как современные HR-службы.
  • Все процедуры в работе центров занятости населения будут максимально автоматизированы, а контакты как с соискателями, так и с работодателями будут выстраиваться на принципах "одного окна", адресности и ориентации на результат. При этом эффективность многоканальной системы трудового посредничества планируется обеспечить за счет многообразия точек доступа к услугам содействия занятости: центры обслуживания населения, портал "электронного правительства" egov, акимы сельских населенных пунктов и единая электронная биржа труда.
  • В отношении работодателей государственные центры занятости внедрят проактивный и электронный формат взаимодействия
  • Для расширения возможностей граждан по трудоустройству будут привлечены частные агентства через аутсорсинг отдельных государственных услуг, таких как услуги по профессиональной ориентации, трудоустройству, подготовке и переподготовке кадров. Оплата услуг частных организаций будет привязана к показателям обеспечения ими трудоустройства и устойчивой занятости обратившихся граждан.
  • Это создаст рынок профессиональных посредников на рынке труда, расширит каналы трудоустройства возможности трудовой мобильности граждан и за счет конкуренции обеспечит повышение качества услуг.
  • Будет создан преференциальный режим для привлечения высококвалифицированных специалистов, осуществлена категоризация виз для иностранных работников по уровню квалификации. Для высококвалифицированных кадров будут отменены квоты, необходимость проведения теста на экономическую целесообразность, сокращены сроки получения визы, увеличен срок пребывания в стране, упрощен процесс подачи документов.
  • Для участия в реализации приоритетных для страны проектов квалифицированным иностранным работникам в зависимости от характера реализуемых проектов будут сразу выдаваться разрешения сроком на три года. Справки о соответствии квалификации для работников, планирующих самостоятельную и долгосрочную профессиональную деятельность в Казахстане, особенно в сферах образования, здравоохранения и обрабатывающей промышленности, также будут действовать в течение трех лет.
  • Основа формирования взаимосвязи между различными элементами рынка труда и системой образования будет заложена регулярным обновлением Национального классификатора занятий (стандартизированный перечень однородных групп профессий) как основного инструмента диагностики рынка труда. Классификатор также обеспечит формирование качественных требований к рабочей силе.
  • Актуальная классификация занятий позволит вести своевременный и полный учет состояния рынка труда и подготовку детальных прогнозов его развития. К 2025 году будет действовать национальная система прогнозирования развития трудовых ресурсов по определению кадровых потребностей на ближайшую и долгосрочную перспективу
  • При непосредственном участии бизнеса будут разработаны новые и актуализированы существующие профессиональные стандарты. Они станут эталоном требований бизнеса к конкретным видам занятий, своего рода техническим заданием от бизнеса на подготовку специалистов, и определят исчерпывающий набор знаний, навыков и компетенций по всем профессиям.
  • Для переподготовки специалистов, необходимых для запуска технологических изменений, существующие вузы и организации ТиПО откроют курсы по переобучению и повышению квалификации работников. Данные курсы будут предлагаться в различных форматах, удобных для совмещения работы и учебы, – в вечерней форме обучения, с отрывом и без отрыва от производства.
  • Помимо действующих организаций профессионального образования инфраструктура обучения дополнится учебными центрами при предприятиях и частными провайдерами. Развитие конкурентного рынка операторов позволит быстрее масштабировать программы переквалификации и обеспечить оперативный механизм реагирования на изменения спроса на трудовые ресурсы. Софинансирование обучения со стороны компаний наряду с бюджетным финансированием создаст стимулы для активного применения полученных в ходе обучения знаний.
  • Доля самозанятого населения с низкой производительностью труда снизится с 13,6% до 10% от общего числа самостоятельно занятых в 2025 году.
  • Привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов позволит обеспечить потребности рынка труда в краткосрочном периоде
  • Будет внедрена инновационная стандартизированная система управления охраной труда на основе риск-менеджмента
  • Будет проведена масштабная инвентаризация и актуализация стандартов по безопасности и охране труда
  • Мониторинг соблюдения стандартов планируется реализовать на основе электронной базы данных стандартов

»;

в разделе 5 «Стратегические направления, цели и целевые индикаторы»:

в стратегическом направлении 1. «Обеспечение социальной защиты населения»:

цель 1.1 «Предоставление услуг социального обеспечения» изложить в следующей редакции:

«

1.

Коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами (без учета НП)

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

%

42,0

43,7

45,2

49,8

49,8

49,8

49,8

2.

Доля занятого населения, охваченного НПС (за исключением освобожденных от уплаты ОПВ),

Вице-министр

 

данные МТСЗН

%

70,4

70,8

70,8

72,4

 

73,0

 

73,7

 

74,4

 

3.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума   на уровне

Вице-министр

 

офиц. стат. данные

КС МНЭ

 

%

2,7

2,6

4,0

8,0

8,0

8,0

7,0

4.

Удельный вес трудоспособного населения в составе получателей АСП

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

%

29,2

27,2

27,0

-

-

-

-

5.

Доля получателей ОДП, вовлеченных в активные формы содействия занятости, от общего числа трудоспособных получателей ОДП

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

%

90

90,5

90,8

-

-

-

-

6.

Удельный вес получателей АСП (обусловленной денежной помощи), вовлеченных в активные меры содействия занятости

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

%

-

-

-

22

22,2

22,3

22,5

»;

в стратегическом направлении 2. «Формирование политики занятости и регулирования трудовых отношений, управление миграционными процессами»:

в цели 2.1 «Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами»:

строки, порядковые номера 3 и 4, изложить в следующей редакции:

«

3.

Доля лиц, вовлеченных в Программу, из числа обратившихся в центры занятости населения

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

 

%

 

-

-

92

92,3

92,8

93

93,3

4.

Доля непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения

Вице-министр

 

офиц. стат. данные КС МНЭ

%

 

-

-

15

13,4

13,0

12,6

12,4

»;

строку, порядковый номер 6, изложить в следующей редакции:

«

6.

Доля лиц с ограниченными возможностями трудоустроенных на субсидируемые государством специальные рабочие места

от количества безработных инвалидов данной категории

Вице-министр

 

данные МТСЗН

 

%

-

-

-

9,9

2

2

3

»;

в разделе 6. «Ресурсы»:

строку:

«

Финансовые, всего:

тыс. тенге

 

 

2 129 670 888,9

2 612 874 533

2 952 567 234

»

изложить в следующей редакции:

«

Финансовые, всего:

тыс. тенге

 

 

2 129 670 888,9

2 606 658 105

2 952 567 234

 »;

строку:

«

027 «Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам»**

тыс. тенге

1 583 225 553

1 819 239 105

104 049 305

2 574 578 073

2 912 495 057

»

изложить в следующей редакции:

«

027 «Социальное обеспечение отдельных категорий граждан и их сопровождение по выплатам»**

тыс. тенге

1 583 225 553

1 819 239 105

104 049 305

2 570 699 721

2 912 495 057

»;

строку:

«

Итого по цели 1.1. Предоставление услуг социального обеспечения

тыс. тенге

1 588 957 728

1 819 239 105

104 049 305

2 574 578 073

2 912 495 057

»

изложить в следующей редакции:

«

Итого по цели 1.1. Предоставление услуг социального обеспечения

тыс. тенге

1 588 957 728

1 819 239 105

104 049 305

2 570 699 721

2 912 495 057

»;

строку:

«

058 «Оказание социальной защиты и помощи населению на республиканском уровне, а также совершенствование системы социальной защиты и развитие инфраструктуры»**

тыс. тенге

4 506 480

5 852 712

9 882 010

10 591 448

10 148 273

»

изложить в следующей редакции:

«

058 «Оказание социальной защиты и помощи населению на республиканском уровне, а также совершенствование системы социальной защиты и развитие инфраструктуры»**

тыс. тенге

4 506 480

5 852 712

9 882 010

9 949 533

10 148 273

»;

строку:

«

Итого по цели 1.2. Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

тыс. тенге

4 585 480

6 010 122

10 079 790

11 047 247

10 633 396

»

изложить в следующей редакции:

«

Итого по цели 1.2. Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

тыс. тенге

4 585 480

6 010 122

10 079 790

10 405 332

10 633 396

»;

строку:

«

068 «Реализация Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства»

тыс. тенге

 

 

7 812 852

11 263 607

11 897 611

»

изложить в следующей редакции:

«

068 «Реализация Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства»

тыс. тенге

 

 

7 812 852

12 122 864

11 897 611

»;

строку:

«

056 «Оказание услуг по информационно-аналитическому обеспечению социально-трудовой сферы, модернизация политики занятости»

тыс. тенге

424 372

296 221

2 176 167

1 120 200

1 191 777

»

изложить в следующей редакции:

«

056 «Оказание услуг по информационно-аналитическому обеспечению социально-трудовой сферы, модернизация политики занятости»

тыс. тенге

424 372

296 221

2 176 167

1 465 013

1 191 777

»;

строку:

«

062 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»

тыс. тенге

 

 

 

110 000

 

»

изложить в следующей редакции:

«

062 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»

тыс. тенге

 

 

 

105 567

 

»;

строку:

«

Итого по цели 2.1. Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами

тыс. тенге

37 450 332

101 072 778

9 989 019

12 493 807

13 089 388

»

изложить в следующей редакции:

«

Итого по цели 2.1. Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами

тыс. тенге

37 450 332

101 072 778

9 989 019

13 693 444

13 089 388

»;

строку:

«

034 «Прикладные научные исследования в области охраны труда»

тыс. тенге

82 234

64 451

96 240

99 088

110 670

»

изложить в следующей редакции:

«

034 «Прикладные научные исследования в области охраны труда»

тыс. тенге

82 234

64 451

96 240

98 200

110 670

»;

строку:

«

066 «Реализация программных проектов в рамках содействия устойчивому развитию и росту Республики Казахстан»

тыс. тенге

 

106 611

1 651 416

10 652 571

 

12 438 905

»

изложить в следующей редакции:

«

066 «Реализация программных проектов в рамках содействия устойчивому развитию и росту Республики Казахстан»

тыс. тенге

 

106 611

1 651 416

7 213 133

12 438 905

»;

строку:

«

Итого по цели 2.2. Обеспечение реализации трудовых прав граждан

тыс. тенге

206 528

215 372

1 785 440

10 751 659

12 549 575

»

изложить в следующей редакции:

«

Итого по цели 2.2. Обеспечение реализации трудовых прав граждан

тыс. тенге

206 528

215 372

1 785 440

7 311 333

12 549 575

»;

строку:

«

001 «Формирование государственной политики в области труда, занятости, социальной защиты и миграции населения»

тыс. тенге

 

7 964 279

3 750 632

4 003 747

3 799 818

»

изложить в следующей редакции:

«

001 «Формирование государственной политики в области труда, занятости, социальной защиты и миграции населения»

тыс. тенге

 

7 964 279

3 750 632

4 548 275

3 799 818

»;

2. Департаменту стратегического развития Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в течение 10 календарных дней со дня принятия настоящего приказа обеспечить его размещение на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Курмангалиеву А.Д.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

Министр труда и социальной

защиты населения

Республики Казахстан                                               М. Абылкасымова

 

 

 

 

CОГЛАСОВАН

Министр финансов

Республики Казахстан

 

___________  Б. Султанов

 

 

 

____________2018 года              

 

СОГЛАСОВАН

Министр

национальной экономики

Республики Казахстан

 

___________  Т. Сулейменов

___________2018 года

ВложениеРазмер
Иконка PDF prikaz_rus.pdf1.79 МБ
Иконка документа Microsoft Office sp_2017-2021_rus.doc834.5 КБ
Изменён 9 августа, 2018 - 10:31
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий