Вы здесь

Отчет о реализации стратегического плана Министерства труда и социальной защиты населения за 2017 год

Отчет о реализации стратегического плана государственного органа

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
(наименование государственного органа-разработчика)

на 2017 - 2021 годы,
(плановый период)

утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
(наименование приказа, которым утвержден стратегический план государственного органа)

от « 6 » марта 2017 года № 21
Период отчета:  2017 год.

 

  1. Анализ управления рисками

 

Наименование возможного риска

Запланированные мероприятия по управлению рисками

Фактическое исполнение мероприятий по управлению рисками

Примечание

(информация
об исполнении/
неисполнении)

1

2

3

4

  1. Стратегическое направление 1.  Обеспечение социальной защиты населения

Цель 1.1. Предоставление услуг социального обеспечения

Повышение уровня инфляции сверх установленного прогнозом социально-экономического развития в условиях ухудшения текущей ситуации экономики особого периода (ухудшение социального положения населения)

1. Внесение предложений по повышению размеров пенсий и государственных социальных выплат, направленных на минимизацию негативных последствий в уполномоченный орган

 

 

1.  В 2017 году размеры пенсионных выплат повышены дважды. 

С 1 января 2017 года произведено ежегодное  повышение пенсионных выплат на 9%.

Во исполнение поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева размеры пенсионных выплат по возрасту и за выслугу лет с 1 июля 2017 года повышены еще на 11% с целью обеспечения их роста до 20% в сравнении с 2016 годом.

Аналогично размер государственной базовой пенсионной выплаты, с начала года уже повышенный на 7%, с 1 июля 2017 года повышен дополнительно на 13%.

Размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту (ГСП) с 1 января 2017 года повышены на 7 процентов в связи с изменением величины прожиточного минимума.

В 2017 году размер  выплат пособия на рождение ребенка повышена дважды.

Так, размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка с 1 января 2017 года повышен на 7% в связи с изменением размера месячного расчетного показателя и размер выплаты пособия на первого, второго и третьего ребенка составил 71 270 тенге, на четвертого и более ребенка – 118 783 тенге, а с 1 июля 2017 года повысился еще на 22%, и составил 86 222 тенге и 142 947 тенге соответственно. В результате в 2017 году в сравнении с 2016 годом рост составил 29%.

За 2017 год социальные выплаты из ГФСС на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, выплачены на сумму 74,1 млрд. тенге 225,3 тыс. получателям. На социальные выплаты на случай утраты дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из ГФСС направлено 62,6 млрд. тенге.

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

Цель 1.2. Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

Рост численности лиц, нуждающихся в оказании ССУ, вызванный внешними факторами (ухудшение экологии, здоровья населения, текущей ситуации экономики особого периода и  др.)

1. Внесение предложений по выделению целевых трансфертов из республиканского бюджета на расширение государственного социального заказа в уполномоченный орган 

2. Расширение видов альтернативных форм  оказания ССУ на региональном уровне через открытие домов самостоятельного проживания/домов социального обслуживания.

1. На расширение государственного социального заказа из РБ были выделены ЦТТ в сумме 994,9 млн. тенге. Это позволило привлечь 130 НПО для оказания специальных социальных услуг 8,9 тыс. человек, тогда как в 2016 году специальные социальные услуги предоставлялись 106 НПО с охватом 6,3 тыс. человек.

2. Альтернативной формой оказания специальных социальных услуг на региональном уровне являются действующие сети домов самостоятельного проживания/домов социального обслуживания, которые направлены на сохранение человека в семье.

Так, системой социального обслуживания было охвачено:

23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,1 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,6 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.  

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

2. Стратегическое направление 2. Формирование политики занятости и регулирования  трудовых отношений, управление миграционными процессами

Цель 2.1. Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами

Снижение спроса на рабочую силу и изменение структуры занятости вследствие экономической рецессии

 

1. Обеспечение отдельного еженедельного мониторинга решения вопросов занятости в регионах, с особым вниманием на проблемные.

2. Внесение дополнительных конкретных мер по каждому региону           в соответствующие Меморандумы,                  а также реализация Программы.

В целях  недопущения дестабилизации в трудовой сфере проводится работа по выявлению и урегулированию наиболее проблемных вопросов,  формируется Карты трудовых рисков, на которой указаны проблемные предприятия, имеющие  риски высвобождения работников.

Обеспечен еженедельный мониторинг ситуации на предприятиях, подверженных риску высвобождения работников. В 2017 году мониторингом было охвачены 447 предприятий с численностью работников – 218 тыс. человек.

Заключаются меморандумы о взаимном сотрудничестве между акиматами и предприятиями регионов по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и гарантий работников, обеспечен  контроль соблюдения работодателями взятых обязательств.   

По республике по состоянию на 1 января 2018 года заключено более 115 тыс.  Меморандумов (1,6 тыс. - с крупными, 113,4 тыс. со средними и малыми предприятиями).   

В отчетном периоде реализовывалась Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее – Программа); разработаны Комплексные планы содействия занятости населения на 2017 год, мерами занятости которых  охвачено более 614,5 тыс. человек, из них трудоустроено 461,7 тыс. человек.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами проводилась работа по созданию новых рабочих мест.

      По состоянию на 1.01.2018 г. создано 359,7 тыс. рабочих мест, из них в сельской местности – 157 тыс. рабочих мест. В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 46,2 тыс. рабочих мест, в торговле – 44,6 тыс., в сельском хозяйстве – 28,3 тыс.

      Из общего количества созданных рабочих мест, 77% - это постоянные рабочие места на которые трудоустроено более 277 тыс. человек.

Реализация профилактических мер и мер содействия занятости оказало свое позитивное влияние на стабилизацию показателей рынка труда.

Так, по итогам 4 квартала 2017 года уровень безработицы сохранился на прежнем уровне и составил 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уровень молодежной безработицы в возрасте 15-28 лет снизился на 0,1% пункта (с 4,2% до 4,1%), уровень женской безработицы также остался на прежнем уровне и составил 5,4%.

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

Рост непродуктивной занятости, особенно в сельской местности, в условиях утраты конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, связанных с развитием интеграционных процессов и влиянием ухудшения экономики соседних стран   

1. Проведение расчетов и анализа текущей ситуации в разрезе регионов.

2. Внесение предложений по выделению дополнительных целевых трансфертов регионам на микрокредитование в рамках Программы.

В структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости, по итогам 4 квартала 2017 года – 24,2% или около 2,1 млн. человек (4 квартал 2016 г. – 25,4% или более 2,1 млн. человек, 4 квартал 2015 г. – 26,9% или более 2,2 млн. человек).

Так, в структуре самозанятых 12,4 % отнесены к занятым непродуктивно (4 кв. 2016 г. – 15,9%, 2015 год – 22 %). Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую невелики. С целью вовлечения этой категории лиц в систему социального обеспечения в рамках Программы предусмотрена выдача микрокредитов для открытия или расширения собственного дела.

В 2017 году выдано 7 227 микрокредитов или 124,6% от запланированного (5 800 микрокредитов), из них в селах и малых городах – 6 791, основам предпринимательства обучено 15 тыс. чел. или 100% от плана, 4 127 участника стали начинающими предпринимателями.

В рамках мер по повышению трудовой мобильности, с участием работодателей северных и центральных областей проведено 5 межрегиональных бизнес – форумов в южных регионах страны (Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Мангыстауской и Южно-Казахстанской). По итогам, 2 388 семей изъявили желание на добровольное переселение в северные регионы.

 На 1 января 2018 года в северные регионы переселились 408 семей из трудоизбыточных регионов страны (1 577 человек) и 512 семей оралманов (1 774 человек).

Кроме того:

- усилены инструменты реализации Программы, в части предоставления -субсидий работодателям, оказывающим содействие в переселении в размере 450 МРП; государственных грантов для реализации новых бизнес-идей до 100 МРП; включения выпускников проекта «Серпін – 2050» независимо от региона выбытия; реализации проекта «Бастау-Бизнес» на селе и в городах, в том числе моно и малых городах (постановление Правительства РК от 26.12.2017г. №882).

Так, в настоящее время местными исполнительными органами ведется работа по сбору заявок работодателей, предусматривающих совместное инвестирование переподготовки сокращаемых работников и содействие их дальнейшему трудоустройству в другие сферы. Реализация данного направления начата в 2017 году.

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

Рост производственного травматизма в условиях неудовлетворительного состояния основных фондов (зданий, сооружений, оборудования) и низкого уровня организации охраны труда на малых предприятиях

1. Внедрение новых подходов по осуществлению внутреннего контроля по безопасности и охране труда, путём создания производственных советов по безопасности и охране труда.

2. Создание института технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом.

3. Внедрение нового вида контроля в виде посещения предприятий, носящий предупредительно-профилактический характер.

4. Стимулирование работодателей через добровольное декларирование их деятельности.

За отчетный период роста производственного травматизма не допущено.

Так, в 2017 году на предприятиях и организациях республики в результате несчастных случаев пострадало 1 678 чел., или, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года,   ниже на 0,3% (за 2016 г. – 1 683 чел.).

Количество пострадавших со смертельным исходом на производстве составило 244 чел., что на 1,6% меньше прошлого года (за 2016 г. – 248 чел.).

С целью улучшения условий безопасности и охраны труда в истекшем году проведена следующая работа.

С 1 января 2016 года введен в действие новый Трудовой кодекс, направленный на создание современной системы управления безопасностью и охраной труда на предприятиях республики.

Предусмотрены новые подходы по осуществлению внутреннего контроля по безопасности и охране труда, путём создания производственных советов по безопасности и охране труда, решения которых обязательны для работодателя.

По состоянию на 1 января 2018 года на предприятиях республики созданы 12 412 производственных советов, в задачи которых входит предупреждение производственного травматизма, а также организация проведения проверок условий труда на рабочих местах.

По состоянию на 1 января 2018 года 140 предприятий республики стали обладателями «Сертификата доверия», что на 73 % больше, чем на 1 января 2017 года (81 «Сертификат доверия»).

По итогам 2017 года госинспекторами труда проведено 545 посещений предприятий, осуществляющие деятельность в травмоопасных видах экономической деятельности (по итогам 2016 года- 398).

По требованию государственных инспекторов труда работодателями освобождены от занимаемой должности 298 должностных лица, виновных в нарушении правил по безопасности и охраны труда. В силу реальной угрозы жизни и здоровью работников государственными инспекторами труда была приостановлена (запрещена) работа 13 станков и оборудований, 9 производственных объектов и деятельность 15 организаций.

В целях рассмотрения вопроса об уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях государственными инспекторами труда в правоохранительные органы направлено 1 671 материалов, по которым возбуждено 243 уголовных дела.

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

Возникновение социальной напряженности в трудовых коллективах в связи с предстоящим сокращением работников.

 

Принятие мер по сохранению работников организации, введение на взаимосогласованной основе неполного рабочего дня и предоставления отпусков без сохранения заработной платы.

 

Для принятия мер по недопущению высвобождения работников продолжается работа (начатая в феврале 2015 года) по заключению меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматами, профсоюзами и  руководителями крупных производственных предприятий регионов по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и гарантий работников, социальной защите и трудоустройстве высвобождаемых работников.

По республике на 1 января 2018 года заключено более 115,1 тыс. Меморандумов, из них 1,6 тыс. – с крупными и 113,5 тыс. со средними и малыми предприятиями с общей численностью работников более 2,8 млн. человек. 

Результатами данной работы предусматривается сохранение более 2,8 млн. рабочих мест, а также принятие мер работодателем по  введению на взаимосогласованной основе неполного рабочего дня и предоставления отпусков без сохранения заработной платы для недопущения сокращения рабочих мест.

В целом, по итогам 2017 года приняты меры по предотвращению увольнения 3,7 тыс. сотрудников (переведены на гибкий режим работ) 75 предприятий, планировавших высвобождение работников.

В отчетном периоде риск не наступил.

 Исполнено

Задержка выплаты заработной платы работникам

Заслушивание работодателей предприятий, допустивших задолженность по заработной плате,  на заседаниях антикризисных штабов и трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений с установлением графиков и сроков погашения имеющейся задолженности

В 2017 году проведено 65 заседаний антикризисного штаба и 110 заседаний трехсторонних комиссий по социальному партнерству и регулированию социально - трудовых отношений, с участием представителей заинтересованных государственных органов и  социальных партнеров, где рассмотрены вопросы задолженности по заработной плате. На данных заседаниях заслушаны 926 руководителей предприятий с установлением графиков и сроков погашения имеющейся задолженности. 

В целом государственными инспекторами труда  в 2017 году в 1 536 предприятиях выявлена текущая задолженность по заработной плате перед 25 070 работниками на сумму 3,4 млрд. тенге.

Руководству данных предприятий выданы 1 363 обязательных для исполнения предписания и наложено 982 штрафа на сумму 195,9 млн. тенге.                     

В результате принятых мер воздействия, задолженность погашена на сумму 3,1 млрд. тенге и защищены права более 22 тыс. работников.   

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

Увеличение трудовых мигрантов низкой квалификации (не относящиеся к первым руководителям и их заместителям, руководителям структурных подразделений, специалистам и квалифицированным рабочим) (рост более 50% средних показателей за последние три года)

 Анализ причин наступления рисков и исходя из его результата:

1. Подготовка и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по сокращению квоты   трудовых иммигрантов, прибывающих в Республику Казахстан для осуществления трудовой деятельности в домашнем хозяйстве у физических лиц;

2. Подготовка и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по увеличению ставки сборов за получение разрешения трудовым иммигрантам;

3. Подготовка и внесение в Правительство Республики Казахстан предложений по сокращению квоты по третьей и четвертой категориям (специалисты и квалифицированные рабочие), а также сезонным иностранным работникам.

В целях защиты внутреннего рынка труда в 2017 год установлена квота на привлечение в республику иностранных специалистов в размере 0,6% к экономически активному населению республики, что составляет 54,4 тыс. единиц (на 2018 год - 0,46%, 41 тыс. единиц).

На 1 января 2018 года по республике действовало 22,3 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, из них 19 тыс. работников 1-3 категорий, 1 008 человек привлечено в рамках корпоративного перевода (по состоянию на 1 января 2017 года – 29,2 тыс. разрешений, из них 79% специалистов 1-3 категории).

В 2017 году была принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы (далее - Концепция) (ППРК от 29 сентября 2017 года № 602).

Концепция разработана с учетом существующих и ожидаемых внутренних и внешних вызовов в сфере миграции населения, включая геополитическое положение Республики Казахстан, избыток трудовых ресурсов с низкой квалификацией, дефицит и отток квалифицированных кадров.

С 1 января 2017 года изменен порядок привлечения иностранной рабочей силы, самостоятельного трудоустройства и внутрикорпоративного перевода.

Введен новый упрощённый режим привлечения иностранной рабочей силы в РК, в соответствии с которым сокращены сроки выдачи рабочих разрешений и отменены административные требования к работодателям в виде особых условий, поиску на рынке труда и внесению гарантийного взноса за иностранных работников. Взамен указанных требований работодатели должны оплатить налоговый сбор.

По итогам 2017 года местными исполнительными органами 3 434 работодателям выдано и продлено 21 642 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которыми уплачен налоговый сбор в размере более 9 млрд. тенге.

Процедура внутрикорпоративного перевода приведена в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами, то есть они осуществляются вне квоты и такие разрешения выдаются на бесплатной основе.

Местное содержание в кадрах снижено до 50% в отношении менеджеров и специалистов (обязательства для стран, участниц ВТО).

В отчетном периоде риск не наступил.

Исполнено

 

  1. Достижение целей и целевых индикаторов

Наименование целевого индикатора

Источник информации

Ед. изм.

2017 год

Примечание

(информация
об исполнении/
неисполнении)

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Cтратегическое направление 1. Обеспечение социальной защиты населения

Цель 1.1. Предоставление услуг социального обеспечения

1

Удельный вес детей в возрасте до 18 лет из малообеспеченных семей, охваченных социальной помощью (по отношению к общей численности детей) 

данные

МТСЗН

%

10,6

9,6*

(предварительные данные)

Показатель выполнен

(отрицательная динамика – положительный эффект)

 

2

Коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами (без учета НП)

стат.дан-ные,

данные

МТСЗН

%

45,2

46,1

Показатель выполнен на 102%

 

3

Доля занятого населения (за исключением не участвующих в НПС), охваченного НПС

стат.дан-ные, данные

МТСЗН

%

70,8

72,5

Показатель выполнен на 102,4%

4

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума   на уровне

стат. данные

%

4,0

2,6

(3 квартал)

Показатель выполнен

(отрицательная динамика – положительный эффект)

5

Удельный вес трудоспособного населения в составе получателей АСП

данные

МТСЗН

%

27,0

26,5

Показатель выполнен

(отрицательная динамика – положительный эффект)

6

Доля получателей ОДП, вовлеченных в активные формы содействия занятости, от общего числа трудоспособных получателей ОДП

данные

МТСЗН

%

90,8

92,6

Показатель выполнен на 102%

 

Cтратегическое направление 1. Обеспечение социальной защиты населения

 

Цель 1.2: Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

1

Удельный вес лиц, охваченных оказанием специальных социальных услуг из числа  нуждающихся в их получении

данные

МТСЗН

%

98,1

98,6

Показатель выполнен на 100,5%

2

Доля реализованной социальной части индивидуальных программ реабилитации инвалидов (из числа разработанных ИПР за отчетный период прошлого года)

данные

МТСЗН

%

67,3

67,5

Показатель выполнен на 100,3%

 

Стратегическое направление 2. Формирование политики занятости и регулирования трудовых отношений, управление миграционными процессами

 

Цель 2.1. Повышение эффективности мер содействия занятости и обеспечение управления миграционными процессами

1

Уровень безработицы

стат.дан-ные

%

4,9

4,9

(4 квартал 2017 года)

Показатель выполнен (отрицательная динамика – положительный эффект)

2

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Работающие женщины. Доля по отношению к мужчинам»

данные ВЭФ

позиция

25

28

Показатель не выполнен

В то же время показатель является компонентом субиндекса «Эффективность рынка труда», который в отчетном периоде продолжает являться   конкурентным преимуществом Казахстана (35 место).

3

Доля трудоустроенных на постоянные рабочие места, из числа обратившихся в центры занятости населения

данные

МТСЗН

%

75

62,8

Показатель выполнен на 83,7%

Не полное достижение показателя вызвано рядом объективных причин:

В рамках реализации программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в 2017 году были пересмотрены показатели охвата обучения безработных и самозанятых граждан в целях максимального вовлечения данной категории граждан в меры по повышению профессиональной компетенции. Так индикаторы охвата краткосрочными курсами были увеличены с 26 тыс. до 70 тыс. человек, при плане выдачи микрокредитов 5,8 тыс. за счет реинвестирования дополнительно вовлечены 1,2 тыс. человек. Данные меры повлияли на увеличение обратившихся лиц, что повлияло на снижение доли трудоустроенных на постоянные рабочие места.

4

Доля непродуктивно занятых в составе самостоятельно занятого населения

данные

МТСЗН

%

15

 

12,7

Показатель выполнен

(отрицательная динамика – положительный эффект)

5

Охват мерами содействия занятости:

данные

МТСЗН

 

%

 

 

 

безработных

61,0

90,5

Показатель выполнен на 148,4%

Перевыполнение связано с реализацией Плана организационных мероприятий (дорожная карта)

по формализации деятельности неформально занятых физических лиц.

непродуктивно самозанятых

31,5

49,5

Показатель выполнен на 157,1%

Перевыполнение связано с реализацией Плана организационных мероприятий (дорожная карта)

по формализации деятельности неформально занятых физических лиц.

6

Доля лиц с ограниченными возможностями трудоустроенных на субсидируемые государством специальные рабочие места

от количества безработных инвалидов данной категории

данные МТСЗН

 

%

-

-

Исполнение индикатора запланировано с 2018 года

7

Доля зарегистрированных соискателей, трудоустроенных через единую цифровую площадку

данные МТСЗН

 

%

43

55,1

Показатель выполнен на 128,1%

8

Удельный вес квалифицированных специалистов в составе  привлекаемой иностранной рабочей силы по разрешениям, выданным местными исполнительными органами, не менее  (по квоте на  привлечение ИРС)

данные

МТСЗН

 

%

70

85,7

Показатель выполнен на 122,4%

9

Удельный вес трудоустроенных оралманов (из числа оралманов, обратившихся за содействием в органы занятости населения)

данные

МТСЗН

 

%

83,5

84,1

Показатель выполнен на 100,7%

 

Стратегическое направление 2. Формирование политики занятости и регулирования  трудовых отношений, управление миграционными процессами

 

Цель 2.2. Обеспечение реализации трудовых прав граждан

1

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Партнерство в отношениях работодателей и наемных работников»   

Данные ВЭФ

позиция

49

68

Показатель не выполнен

Вместе с тем показатель является компонентом субиндекса «Эффективность рынка труда», который в отчетном периоде продолжает являться конкурентным преимуществом Казахстана                       (35 место);

 Следует учесть, что значение данных показателей определяется опросным методом, т.е.  используются данные опроса работодателей произвольно выбранных предприятий, что является субъективным.  

2

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Гибкость при установлении затрат» 

Данные ВЭФ

позиция

20

105

3

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Оплата и производительность» 

Данные ВЭФ

позиция

18

50

4

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Практика найма и увольнения» 

Данные ВЭФ

позиция

27

41

5

Позиция ГИК ВЭФ по показателю «Издержки, связанные с увольнением»

Данные ВЭФ

позиция

19

24

Показатель не выполнен

В то же время показатель является компонентом субиндекса «Эффективность рынка труда», который в отчетном периоде продолжает являться   конкурентным преимуществом Казахстана (35 место).

6

Уровень производственного травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 чел.) 

стат.дан-ные

на 1000 чел.

0,32

0,29

Показатель выполнен

(отрицательная динамика – положительный эффект)

7

Удельный вес предприятий, охваченных системой коллективно-договорных отношений (среди крупных и средних предприятий) 

данные МЗСР

%

93,3

93,3

Показатель выполнен на 100%

 

Целевые индикаторы Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума

1

Позиция ГИК по прозрачности решений, принимаемых государственными органами

данные ВЭФ

позиция

28

40

Показатель не выполнен

2

Позиция ГИК по фаворитизму в принятии решений государственными чиновниками

данные ВЭФ

позиция

45

70

Показатель не выполнен

3

Позиция ГИК по общественному доверию политикам

данные ВЭФ

позиция

29

39

Показатель не выполнен

 

*предварительные данные по численности детей до 18 лет взяты по состоянию на 1 января 2017 года,  данные за 2017 год будут сформированы КС МНЭ РК в апреле 2018 года.

  1. Аналитическая записка

 Cтратегическое направление 1. Обеспечение социальной защиты населения    

Цель 1.1. Предоставление услуг социального обеспечения

Обеспечение социальных гарантий,  повышение уровня благосостояния, создание необходимых условий для повышения экономической самостоятельности и самореализации семьи  были и остаются  приоритетными в государственной социальной политике Республики Казахстан.

Основные направления семейной политики и деятельности по поощрению материнства, надежные социальные гарантии, четко обозначенные в ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана, привели к созданию целостной системы  государственной поддержки семьи, материнства и детства.      

В соответствии с законодательством была оказана государственная поддержка семьям, имеющим детей, за 2017 год:

- пособие на рождение ребенка получили 392,7 тыс. человек (что на 10,4 % меньше аналогичного периода 2016 года) на сумму 34,7 млрд. тенге;

- пособием по уходу за ребенком до достижения им одного года охвачено в среднем 145,7 тыс. человек (что больше на 1,7 % аналогичного периода прошлого года) на сумму 32,4 млрд. тенге;

- пособие лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, получили в среднем 77,3 тыс. человек, на общую сумму 24,4 млрд. тенге;

- пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей охвачено 539,6 тыс. детей, при этом сумма назначений составила 10,9 млрд. тенге.

За 2017 год социальные выплаты из ГФСС на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, выплачены на сумму 74,1 млрд. тенге 225,3 тыс. получателям. На социальные выплаты на случай утраты дохода в связи с беременностью и родами, с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) из ГФСС направлено более 62,6 млрд. тенге.

Принимаемые комплексные меры благоприятно отразились на демографической ситуации в стране, которая подтверждается ежегодным ростом числа родившихся, так в 2016 году, в сравнении с 2011 годом, рождаемость выросла на 10,1%, если в 2011 году родилось 372,8 тыс. детей, то на 1 января 2017 года – 409,9 тыс. детей. Согласно предварительным данным Комитета по статистике МНЭ РК за 11 месяцев 2017 года в стране родилось 359,6 тыс. детей, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года меньше на 4,9% (на 1 декабря 2016 года – 378,0 тыс. детей).

Во исполнение поручения Главы государства с 1 июля 2017 года размер единовременного пособия на рождение ребенка повысился на 22 %. Таким образом, его размер составил 86 222 тенге, а  при рождении в семье четвертого и более  ребенка -142 947 тенге (справочно: размер данного пособия в 2018 году составляет 91 390 тенге и 151 515 тенге соответственно).

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, соответствующая принципам рыночной  экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на  базовом, обязательном солидарном и добровольном уровнях.

Для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента. В этой связи, с 1 января 2017 года размеры пенсионных выплат повышены на 9 % в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года № 25-VІ «О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы».

Кроме того, во исполнение поручения, озвученного Главой государства в Послании к народу Казахстана от 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», с 1 июля этого года, размеры пенсионных выплат повышены еще на 11 %, что в совокупности дало рост до 20% по отношению к 2016 году.

Аналогично размер государственной базовой пенсионной выплаты, с начала года уже повышенный на 7%, с 1 июля 2017 года повышен дополнительно на 13%.

В результате повышения, в 2017 году размер базовой пенсионной выплаты составил 14 466 тенге. 

С учетом базовой пенсионной выплаты,  в 2017 году минимальный размер пенсионной выплаты составил – 45 711 тенге, максимальный размер – 92 747 тенге, средний размер составил – 63 642 тенге.

На 1 января 2018 года численность получателей базовой пенсионной выплаты по республике составляет - 2 158,6 тыс. человек, получателей солидарной пенсии – 2 145,2 тыс. человек.

Следует отметить, что предпринимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения позволили превысить применяемый в международной практике стандарт замещения утраченного дохода (40 %), который в Республике Казахстан в 2017 году по оперативным данным составил 46,1 % за счет базовой и солидарной пенсионных выплат.

Всего на выплату солидарной и базовой пенсий из республиканского бюджета было выплачено 1,6 трлн. тенге.

Размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту (ГСП) с 1 января 2017 года повышены на 7 процентов в связи с изменением величины прожиточного минимума.

По состоянию на 1 января 2018 года, в республике – 688,1 тыс. получателей  ГСП,  в том числе  инвалидов  – 518,7 тыс. чел., по случаю потери кормильца  – 168,1 тыс. чел, по возрасту – 1,2 тыс. чел.

Средний размер ГСП в 2017 году составил: по инвалидности – 32 418 тенге, по случаю потери кормильца – 29 402 тенге, по возрасту – 12 719 тенге.

Всего на выплату государственных социальных пособий и государственных специальных пособий из республиканского бюджета было выплачено 260,6 млрд. тенге.

Как отмечено в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана  «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» с 1 января 2018 года пересмотрена структура прожиточного минимума.

Кроме того, в рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности повысились на размер упраздняемого специального государственного пособия (специальное государственное пособие сохранено только для инвалидов, являющихся пенсионерами или жителями г. Байконур).

Повышены на 16 % социальные выплаты по утрате трудоспособности и по потери кормильца из ГФСС. Средний размер социальной выплаты из ГФСС по утрате трудоспособности  за 2017 год  составил – 12 208 тенге, по потере кормильца –14 774 тенге.

В истекшем году были произведены социальные выплаты 772,8 тыс. получателям в сумме 156,5  млрд. тенге, что на 10 % больше, чем за 2016  год.

Кроме того, законодательством предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в отпусках по уходу за детьми до одного года, способствующее  увеличению их пенсионных накоплений, достижению адекватного уровня пенсионного обеспечения. В 2017  году из республиканского бюджета ежемесячно на индивидуальные пенсионные счета 85  тыс. получателей социальной выплаты по уходу за ребенком до одного года из ГФСС было перечислено 4,4  млрд. тенге, при этом за весь период с 2014 года общий объем субсидий составил 16,5 млрд. тенге;

В рамках введенных обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда, по состоянию на 1 января 2018 года, более 8,6 тыс. работодателями произведены перечисления за 431,8 тыс. работников, сумма накоплений составила 142,4 млрд. тенге.

Следует отметить, что это повлияло на значение показателя в 2017 году доля занятого населения, охваченного НПС, которая составила 72,5%.

Справочно: по оперативным данным численность занятого населения за декабрь 2017 года составила 8 423,2 тыс. человек (из них 211,3 тыс. человек военнослужащие), численность вкладчиков НПС за 2017 год составила 5 953,9 тыс. человек.

Социальная помощь

В 2017 году продолжена поддержка малообеспеченных семей, на 1 января 2018 года:

- адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 23,3 тыс. чел., что  меньше на 19,2 % (в сравнении с ситуацией на 1.01.2016г.),  при этом сумма назначений составила 751,7 млн. тенге или  уменьшилась на 10,8% (в сравнении с 2016 годом). Средний размер АСП за указанный период составил 2 682,4 тенге или вырос  на 21,8 %.

 - жилищная помощь на 1 октября 2017 года была оказана 67,4 тыс. семьям, на сумму 1,8 млрд. тенге. Средний размер жилищной помощи в 2017 году составил 2 923 тенге.

Во исполнение поручений Главы государства Республики Казахстан проводится работа по изменению идеологии оказания адресной социальной помощи.

В рамках реализации 84-го шага Плана нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения» (от 28.10.2015г.), в соответствии с которым изменилась идеология оказания адресной социальной помощи. С 1 января 2018 года действует единое пособие – адресная социальная помощь нового формата, которое объединит в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей – это спецгоспособие семьям, имеющим четырех и более детей, пособие на детей до 18 лет и адресную социальную помощь (АСП).

АСП нового формата предоставляется семьям с доходами ниже 50% от величины прожиточного минимума в виде безусловной и обусловленной денежной помощи, с учетом наличия в семье трудоспособных членов семьи, а также при условии обязательного участия последних в мерах содействия занятости. Это позволит укрепить экономическую самостоятельность и личную мотивацию граждан для выхода из трудной жизненной ситуации.

Безусловная денежная помощь будет предоставляться одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам трудоспособного возраста или семьям с трудоспособными членами, имеющими объективные ограничения для участия в мерах содействия занятости.

Обусловленная денежная помощь предоставляется одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющем в своем составе как минимум одного трудоспособного.

С 2016 года внедрение новых подходов по оказанию АСП реализуется в пилотном режиме во всех регионах страны.

Реализация проекта «Өрлеу» способствовала увеличению среднедушевого дохода участников проекта более 2 раза по сравнению с периодом до участия их в проекте; вовлечению порядка 92,6 % трудоспособных участников в меры содействия занятости.

На 1 января 2018 года обусловленная денежная помощь по проекту «Өрлеу» назначена 179,6 тыс. человек.

Доля трудоспособного населения в структуре получателей АСП сократилась на 26,5%, количество получателей АСП снизилось на 19,1%, соответственно. 

В результате предпринимаемых мер, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 3 квартала 2017 года составила 2,6 % (2016 год - 2,6%). Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в 3 квартале 2017 года составили 81 117 тенге и увеличились по сравнению с 3 кварталом 2016 года на 6,5%.

          Цель 1.2. Содействие эффективности предоставления услуг социально уязвимым слоям населения

Предоставление специальных социальных услуг. В соответствии  с Законом РК «О специальных социальных услугах» проводится реформа системы социального обслуживания услуг, поэтапно в государственном, частном и неправительственном секторах внедряются стандарты предоставления специальных социальных услуг в условиях стационара, полустационара и ухода на дому, временного пребывания.

На реализацию Стандартов оказания специальных социальных услуг в 2017 год было выделено 994,9 млн. тенге целевых текущих трансфертов (в 2016 году израсходовано 939,3 млн. тенге), что позволило по состоянию на 1 января 2018 года охватить системой социального обслуживания 116 тыс. человек.

По состоянию на 1 января 2018 года системой социального обслуживания было охвачено:

23,4 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов в 114 медико-социальных учреждениях стационарного типа;

- 14,1 тыс. человек в 99 организациях полустационарного типа (отделения дневного пребывания, реабилитационные центры);

- 55,6 тыс. человек в 506 отделениях социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- 13,2 тыс. человек в 26 Центрах социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, в том числе в отделениях ночного пребывания и социального патруля;

- более 1 тыс. человек в 6 Кризисных центр-приютах для жертв бытового насилия.  

На 1 января 2018 года социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 130 НПО с охватом 8,9 тыс. человек.

О социальной защите инвалидов. Особое место в системе мер социальной поддержки занимает социальная защита инвалидов. В настоящее время в Казахстане проживают более 663 тыс. инвалидов или 3,7 % от общей численности населения, 62% от этого количества составляют лица трудоспособного возраста, 12,6% - дети до 18 лет.

Со стороны местных исполнительных органов инвалидам предоставляются технические вспомогательные (компенсаторные) средства (протезно-ортопедическая помощь, кресла-коляски, сурдо- и тифло-технические средства), санаторно-курортное лечение, услуги специалистов жестового языка и индивидуальных помощников, инватакси.

Для создания условий к полному участию инвалидов в социуме и реализации их прав Казахстан  в соответствии с ратифицированной Конвенцией ООН о правах инвалидов поэтапно реализует План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012-2018 годы.

В 2017 году в Комитет по правам инвалидов ООН представлен первоначальный доклад о мерах, принятых Республикой Казахстан в целях осуществления Конвенции о правах инвалидов» (утвержден ППРК от 1 июня 2017 года № 330).

1. В 2017 году в рамках мероприятий Плана совершенствованию законодательства:

а) в Перечень технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения (далее – Перечень), предоставляемых инвалидам, в котором устаревшие сурдо-, тифлотехнические средства были заменены на современные многофункциональные электронные гаджеты, включены новые тифлотехнические средства для лиц с нарушением зрения, слуха,обязательные гигиенические средства и др. (ППРК от 3.03.2017 г. № 102);

б) регламентирован порядок направления администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы на медико-социальную экспертизу осужденных в случае установления стойких нарушений функций организма после проведения комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий (приказ МВД от 2 ноября 2017 года № 728);

2. Формируются условия к созданию безбарьерной среды через паспортизацию и адаптацию объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Министерство совместно с местными исполнительными органами ежегодно осуществляет реализацию региональных Карт адаптации объектов.

По состоянию на 1 января 2018 года паспортизированы 31,2 тыс. объектов, из них 19,5 тыс. подлежат адаптации, проведена адаптация 16,6 тыс. объектов.

В 2017 году работа по адаптации к потребностям инвалидов завершена по 5 383 объектам, в том числе: за счет средств местного бюджета – 1 469 объектов, в рамках программы продуктивной занятости и массового предпринимательства  – 11 объектов.

При поддержке республиканского бюджета местными исполнительными органами в 2017 году установлено 479 единиц дорожных знаков и указателей в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание инвалидов, 44 единицы пешеходных переходов обустроено звуковыми устройствами.

3. Осуществляется государственный контроль в области социальной защиты инвалидов и в сфере предоставления специальных социальных услуг.

4. Трудоустройство инвалидов в 2017 году было осуществлено в рамках:

- Комплексного плана содействия занятости регионов. При плане 9,7 тыс. инвалидов, трудоустроено 15,4 тыс. (158,8 % от плана), в том числе 10 тыс. человек по программам развития территорий и 3,9 тыс. человек – по Программе продуктивной занятости и массового предпринимательства.

Из общего числа охваченных на постоянные рабочие места трудоустроено 5,5 тыс. инвалидов;

- квоты в размере от 2-х до 4-х % от численности рабочих мест (без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда) – 2,9 тыс. человек из числа инвалидов.

С 2018 года из республиканского бюджета предусмотрено субсидировать затраты работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Для работающих лиц с инвалидностью и учащихся, имеющих инвалидность, в приоритетном праве предоставляются услуги Инватакси 13 службами, финансирование которых ведётся из средств республиканского бюджета.

5. Функционирует специальный раздел на собственном интернет-ресурсе Министерства под названием «Социальная защита инвалидов», содержащий нормативные правовые акты в сфере социальной защиты инвалидов, региональные новости, фото и видеосюжеты, сведения и мониторинг реализации карт занятости и адаптации объектов, инфографики и опросы. 

Следует также отметить, что в рамках мероприятий по проведению слухоречевой адаптации (реабилитации), 870 детей с кохлеарными имплантами прошли слухоречевую реабилитацию, из них 290 детей – в условиях круглосуточного наблюдения. В 2018 году запланировано оказание данной услуги еще 350 детям-инвалидам с кохлеарными имплантами.

Кроме того, ежегодно предусмотриваются целевые текущие трансферты на услуги по приобретению, замене и настройке речевых процессоров (далее – услуги по замене речевых процессоров) детям-инвалидам до 18 лет. В 2017 году услугой по замене речевых процессоров впервые были охвачены и взрослые инвалиды (старше 18 лет).

На эти цели были предусмотрены средства из РБ в размере 1 005,7 тыс. тенге на 266 инвалидов, из них 179 детей и 87 взрослых инвалидов с кохлеарными имплантами.

В рамках проводимой работы по интеграции и автоматизации государственных услуг, с 2016 года государственные услуги, связанные с установлением инвалидности, предоставляются в композитном формате. Получение результатов по трем государственным услугам по одному обращению достигнуто за счет совершенствования информационных систем и их интеграции между Государственной корпорацией, отделами МСЭ территориальных департаментов Комитета.

В 2017 году проведена интеграция АИС «Поликлиника» Министерства здравоохранения РК и ЦБДИ в части передачи формы 088/у в электронном формате, подписанной ЭЦП врачей-членов ВКК медицинской организации.

Кроме того, были рассмотрены вопросы оказания отделами МСЭ в проактивной форме еще 6 государственных услуг, связанных с установлением инвалидности. В 2018 году при реализации мероприятий совместной Дорожной карты будет исключена необходимость дополнительного обращения инвалида за оформлением документов для предоставления средств и услуг реабилитации.

Таким образом, современные требования приводят к необходимости модернизации МСЭ, проведения структурных преобразований и изменений подходов к установлению инвалидности, в том числе и с учетом разработанной шкалы баллов по определению степени ограничения жизнедеятельности и установлению инвалидности.

Работа Министерства по первому направлению   представлена в стратегическом плане 8 целевыми индикаторами. По итогам 2017 года (с учетом предварительных данных) по первому направлению обеспечено достижение всех 8 целевых индикаторов.

Cтратегическое направление 2. Формирование политики занятости и регулирования  трудовых отношений, управление миграционными процессами

В соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства от 9 сентября 2016 года, принята и с 20 января 2017 года действует Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства (далее - Программа) (ППРК от 29 декабря 2016 года № 919).

На реализацию Программы предусмотрено 85,3 млрд. тенге (40,3 млрд. тенге - средства республиканского бюджета, 45 млрд. тенге – трансферты общего характера).

На 1 января 2018 года число лиц, обратившихся по вопросам участия в Программе, составило 595,7 тыс. человек, из них 572,9 тыс. включены в состав участников Программы.

В числе лиц, включенных в состав участников Программы,  423,8 тыс. безработных (74%),  149,1 тыс. самостоятельно занятых граждан(18,5%). При этом, 40,3%, от числа участников Программы, составляет молодежь в возрасте до 29 лет,  47,6% - женщины,  а также, 8,6% - это малообеспеченные граждане и 3% - лица с ограниченными возможностями.

Обеспечены трудоустройством свыше 449,7 тыс. человек.

В рамках первого направление Программы с 1 сентября т.г. начата бесплатная подготовка кадров в ТиПО, в количество – 21,3 тыс. человек (100%).

Для обучения самозанятых и безработных граждан разработаны специальные программы краткосрочного обучения. Краткосрочным профессиональным обучением охвачено 71,8 тыс. человек или 102% от годового плана. Из направленных на краткосрочное профессиональное обучение завершили обучение 68,4 тыс. человек, из которых было трудоустроено 39,4 тыс. человек или 58%.

По второму направлению на 1 января 2018 года выдано 7 227 микрокредитов или 124,6% от запланированных показателей (5 800 микрокредитов), из них в селах и малых городах - 6 791, в городах - 436. Начинающими предпринимателями стали 4 127 участника или 57% от общего числа получателей, которые направили микрокредит на реализацию стартап-проектов.

Кроме этого,  в целях расширения доступности кредитов введен механизм гарантирования кредитов – до 85 % для начинающих и до 50 % для действующих предпринимателей. На 1 января 2018 года заключено 414 договоров гарантии.

Задача – обеспечение доступности к микрокредитам самозанятых и безработных, включая тех, кто не имеет залогового имущества, для открытия своего дела или расширения существующего.

В рамках проекта «Бастау - Бизнес» через НПП «Атамекен» охвачено обучением основам предпринимательства 15 000 человек или 100% от плана, из которых защитили бизнес-проекты 8 285 человек. Из них получили микрокредиты 3 314 участников.

По третьему направлению Программы на социальные рабочие места трудоустроено 25 тыс. человек или 140% от плана, молодежную практику - 27 тыс. человек или 127,7% от годового плана.

Из числа завершивших работу на социальных рабочих местах 68% (14,8 тыс. чел.) и завершивших «молодежную практику» 54,3% (12,1 тыс чел.), смогли закрепиться у конкретного работодателя и получить постоянную работу.

В общественных работах участвовали 85 тыс. человек или 111% от годового плана (76 463 человек).

В рамках мер по повышению трудовой мобильности, с участием работодателей северных и центральных областей было проведено 5 межрегиональных бизнес – форумов в южных регионах страны (Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Мангыстауской и Южно-Казахстанской). По итогам, 2 388 семей изъявили желание на добровольное переселение в северные регионы.

 На 1 января 2018 года в северные регионы переселились 408 семей из трудоизбыточных регионов страны (1 577 человек) и 512 семей оралманов (1 774 человек).

Кроме того:

- усилены инструменты реализации Программы, в части предоставления -субсидий работодателям, оказывающим содействие в переселении в размере 450 МРП; государственных грантов для реализации новых бизнес-идей до 100 МРП; включения выпускников проекта «Серпін – 2050» независимо от региона выбытия; реализации проекта «Бастау-Бизнес» на селе и в городах, в том числе моно и малых городах (постановление Правительства РК от 26.12.2017г. №882).

Так, в настоящее время местными исполнительными органами ведется работа по сбору заявок работодателей, предусматривающих совместное инвестирование переподготовки сокращаемых работников и содействие их дальнейшему трудоустройству в другие сферы. Реализация данного направления начата в 2017 году;

-  реализовывался Комплексный план содействия занятости населения, которым охвачено 614,5 тыс. человек, в том числе трудоустроено 461,7 тыс. человек.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами также проводилась работа по созданию новых рабочих мест.

По состоянию на 1.01.2018 г. создано 359,7 тыс. рабочих мест, из них в сельской местности – 157 тыс. рабочих мест. В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 46,2 тыс. рабочих мест, в торговле – 44,6 тыс., в сельском хозяйстве – 28,3 тыс.

Из общего количества созданных рабочих мест, 77% - это постоянные рабочие места на которые трудоустроено более 277 тыс. человек.

На отчетную дату в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось 622,5 тыс. безработных граждан, из них 391 тыс. (62,8 %) трудоустроены.

В соответствии с поручениями Главы государства, Министерство совместно с центральными и местными исполнительными органами продолжает работу по разработке с крупными предприятиями дорожных карт, предусматривающих  совместное инвестирование в переподготовку сокращаемых работников и содействие их дальнейшему трудоустройству в другие сферы.

На сегодня разработана и на стадии согласования дорожная карта с пилотной компанией ТОО «Казцинк».

Во всех областях, а также городах Астана и Алматы созданы региональные штабы по управляемому перетоку рабочей силы, которые на данный момент, в рамках проектного управления, трансформируются в проектные офисы по проекту «Модернизация инфраструктуры рынка труда и мобильность трудовых ресурсов». В поле зрения региональных штабов на сегодняшний день попали более 600 крупных предприятий, среди которых продолжается информационно-разъяснительная работа по условиям заключения дорожной карты. Дорожные карты подписаны со 168 крупными предприятиями республики.

Подготовлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения», который предусматривает:

- трансформацию центров занятости населения и переход на проактивный формат работы;

- расширение участия частных агентств занятости (далее - ЧАЗы) в активных мерах содействия занятости;

- закрепление за государственными органами, ответственными за разработку и реализацию государственных и правительственных программ,  функций мониторинга создания рабочих мест;

- для студентов и учащихся старших классов - расширение возможности участия в общественных работах.

В настоящее время Министерством совместно с НПП «Атамекен»,  местными исполнительными органами, ЧАЗами определены функции, передаваемые в аутсорсинг (профессиональная ориентация, организация профессионального обучения и трудоустройство) и функции, которые целесообразно сохранить за государством (регистрация в качестве безработных, соцвыплаты по потере работы, организации субсидируемых рабочих мест, организация выплаты адресной социальной помощи и т.д.)

Предлагаемые изменения позволят - расширить институты рынка труда по содействию занятости, обеспечить их доступность для большего охвата работодателей и граждан, и, соответственно, трудоустройство, в том числе,  высвобождающихся кадров и непродуктивно самозанятых лиц.

Проект Закона будет принят в 1 квартале 2018 года.

Также по поручению Главы государства Министерством в пилотном режиме запущена единая информационная база рынка труда – «Электронная Биржа труда» (далее - ЭБТ), в которую вводится новый многоканальный порядок представления вакансий для работодателей без обязательного личного посещения ими центров занятости и предоставлен широкий доступ для всех участников рынка труда, в том числе  ЧАЗов и онлайн-площадок.

На сегодня на портале ЭБТ размещено более 38 тыс. вакансий и более 27,8 тыс. резюме от работодателей, центров занятости, ЧАЗов по трудоустройству и средств массовой информации. Партнерами ЭБТ уже стали 27 частных агентств по трудоустройству и 4 СМИ и 4 интернет-площадки.

Принимаемые меры позволят оказать населению услуги нового формата, увеличить охват граждан мерами содействия занятости. С января 2018 года данный Портал пилотируется по всей республике.

Также следует отметить, что в 2017 году в целях реализации мер по формализации самозанятого населения Правительством разработан План организационных мероприятий (Дорожная карта) на 2018-2019 годы по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны, и соответственно в систему обязательного социального медицинского страхования.

План состоит из трех основных блоков: формализации не формально занятого населения, вовлечения их в Программу и актуализации баз данных ИС. При этом Дорожная карта предусматривает системные меры по:

- единообразному применению понятия «самостоятельно занятый»;

- введению упрощенной системы регистрации самозанятых, в уведомительном порядке;

- пересмотру системы налогообложения и обязательных социальных отчислений в систему пенсионного обеспечения, социального страхования и медицинского страхования;

- усилению административных мер регистрации;

- обеспечению упорядочения статистического учета самозанятого населения;

- цифровизации работы государственных органов и интеграции информационных систем;

- вовлечению в Программу и проведению масштабной информационно разъяснительной работы.

На основе Методики организации работы по формализации и вовлечению неформально занятого населения в экономику страны, разработанной для местных исполнительных органов, утверждены акимами областей и городов Астаны и Алматы региональные Дорожные карты и Комплексные планы.

Проводимые мероприятия в рамках Программы, реализация региональных программ развития территорий оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда в республике.

Уровень безработицы за 4 квартал 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года сохранился на достигнутом уровне (4,9%), уровень молодежной безработицы в возрасте 15-28 лет снизился на 0,1% пункта (с 4,2% до 4,1%), уровень женской безработицы составил 5,4%.

По итогам 4 квартала 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года численность занятых увеличилась с 8 522,3 тыс. человек до 8 541,3 тыс. человек, в составе занятого населения увеличилось число наемных работников, их доля выросла с 74,6% до 75,8%, уменьшилась доля самостоятельно занятых с 25,4 до 24,2 %.

Продолжена работа по развитию Национальной системы квалификаций. На 1 января 2018 года в республике разработано 70 проектов профстандартов по 15 приоритетным направлениям деятельности, определенным совместно с НПП «Атамекен» и ассоциациями работодателей. В настоящее время ведется их доработка.

В 2017 году разработан План организационных мероприятий (дорожная карта) по разработке и внедрению профстандартов (национальной системы квалификаций) на 2017-2019 годы.

Основными задачами Дорожной карты являются:

первое -  разработка, обновление и пересмотр профстандартов;

второе - разработка образовательных программ технического и профессионального, высшего и послевузовского образования на основе профстандартов;

третье - поддержка пилотного внедрения центров тестирования навыков, профессиональной сертификации и инструментов оценки для признания неформального и информального обучения, разработка концепции и Дорожной карты по созданию Национального квалификационного органа.

В рамках реализации дорожной карты планируется охватить все 8 уровней профстандартов, начиная с уровня технического и профессионального обучения, заканчивая уровнем управления.

До 2020 года в рамках нового совместного проекта Правительства Республики Казахстан с Международным Банком реконструкции и развития - «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» ориентировочно планируется пересмотреть и разработать 480 профстандартов.

В настоящее время усовершенствована методика по разработке профстандартов в части использования терминов согласно обновленной национальной рамки квалификаций.

В целях создания актуальной классификации занятий, отвечающей нуждам статистического учета трудовых ресурсов, прогноза потребности в кадрах и полноценного внедрения Национальной системы квалификаций разработан и утвержден новый Национальный классификатор занятий (с учетом международной классификации ИСКО и Сингапурской модели), который введен в действие с 1.01.2018 г.

Регулирование миграционных процессов (по компетенции Министерства). В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан в 2017 год установлена квота на привлечение в республику иностранных специалистов в размере 0,6% к экономически активному населению республики, что составляет 54,4 тыс. единиц (на 2018 год - 0,46%, 41 тыс. единиц).

На 1 января 2018 года по республике действовало 22,3 тыс. разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, из них 19 тыс. работников 1-3 категорий, 1 008 человек привлечено в рамках корпоративного перевода (по состоянию на 1 января 2017 года – 29,2 тыс. разрешений, из них 79% специалистов 1-3 категории).

На 3 300 предприятиях, привлекавших иностранную рабочую силу, работало 466,9 тыс. казахстанских граждан, что составило 95,2% от общей численности работников.

Работодателями, привлекавшими иностранную рабочую силу в 2017 году, для казахстанских граждан создано 13 684 рабочих мест, 1 846 работник прошел профессиональную переподготовку, осуществлено повышение квалификации 13 756 местных работников, 318 казахстанских работников прошли профессиональную подготовку и 6 иностранных специалистов заменены казахстанскими кадрами.

В 2017 году была принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы (далее - Концепция) (ППРК от 29 сентября 2017 года № 602).

Концепция разработана с учетом существующих и ожидаемых внутренних и внешних вызовов в сфере миграции населения, включая геополитическое положение Республики Казахстан, избыток трудовых ресурсов с низкой квалификацией, дефицит и отток квалифицированных кадров.

Концепция определяет стратегические цели, задачи и направления миграционной политики Республики Казахстан во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Республики Казахстан, внешней политикой, интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза и общемировыми тенденциями глобализации.

В реализацию Плана нации «100 конкретных шагов», законодательство, регулирующее вопросы привлечения в Республику Казахстан иностранной рабочей силы, претерпело кардинальные изменения в сторону либерализации режима трудовой миграции для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Так, с 1 января 2017 года изменен порядок привлечения иностранной рабочей силы, самостоятельного трудоустройства и внутрикорпоративного перевода.

Иностранные специалисты, прибывающие в Республику Казахстан, получили возможность самостоятельного трудоустройства на основании справок о соответствии квалификации в течение 3 месяцев, на любое место работы по квалификации, по профессиям, которые отмечены в перечне востребованных профессий в приоритетных отраслях экономики. Иностранный специалист пропускается через бальную систему, которая оценивает его образование, стаж, практический опыт работы и иные параметры, позволяющие подтвердить его квалификацию.

Введен новый упрощённый режим привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, в соответствии с которым сокращены сроки выдачи рабочих разрешений и отменены административные требования к работодателям в виде особых условий, поиску на рынке труда и внесению гарантийного взноса за иностранных работников. Взамен указанных требований работодатели должны оплатить налоговый сбор.

По итогам 2017 года местными исполнительными органами 3 434 работодателям выдано и продлено 21 642 разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, которыми уплачен налоговый сбор в размере более 9 млрд. тенге.

Процедура внутрикорпоративного перевода приведена в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами, то есть они осуществляются вне квоты и такие разрешения выдаются на бесплатной основе.

Местное содержание в кадрах снижено до 50% в отношении менеджеров и специалистов (обязательства для стран, участниц ВТО).

Реализация государственной политики в области миграции. Переселение оралманов. С 1991 года по 2017 год на историческую родину вернулись и получили статус оралмана 294 350 семей или 1 025 078 этнических казаха, в т.ч. за 2017 год 9 989 семей или 18 605 этнических казаха.

Большинство оралманов прибыли из Республики Узбекистан (45,6%), выходцами из Китая являются 43,6%, Туркменистана - 3,2%, Монголии – 2,4%,  России – 1,8% и 3,4% – из других стран.

Наибольшее количество оралманов расселились - в Алматинской (38,4%),                     Южно-Казахстанской (18,2%), Мангистауской (10,8%), городе Астана (6,5%), Восточно-Казахстанской (5,4%) и Жамбылской областях (5,2%).

Лица трудоспособного возраста составляют 66,4%, моложе трудоспособного – 27,6% и пенсионеры – 6%.

Из числа оралманов трудоспособного возраста, по уровню образования, 13,3% имеют высшее образование, 22,7% – среднее специальное образование, 55,5% – общее среднее образование, 8,5% – не имеют образования.

В реализацию Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции  и   занятости населения» от 24 ноября 2015 года (далее- Закон), ориентированного на стимулирование этнической репатриации и решение проблем рационального расселения населения по территории страны приняты меры, направленные на:

- предоставление этническим казахам статуса оралмана, вне зависимости от региона расселения сроком на 1 год;

- упрощение процедуры получения гражданства до одного года после получения ими вида на жительство;

- создание необходимых условий и стимулирование населения для переселения, путем перераспределения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в приоритетные регионы;

- получение этническими казахами и переселенцами в соответствии с законодательством в рамках активных мер по содействию занятости, социального пакета в случае расселения в регионах, определенных Правительством с установлением региональной квоты приема оралманов.

Правительством определены семь регионов для расселения оралманов (Костанайская, Атырауская, Акмолинская, Павлодарская, СКО, ВКО, Западно-Казахстанская области) и четыре региона  для расселения переселенцев (Костанайская, Павлодарская, СКО, ВКО).

В 2017 году  региональная квота приема оралманов (558 семей) исполнены на 91,9% (512 семей). 

Семьям, включенным в региональную квоту приема оралманов, оказана государственная поддержка в рамках Программы, в виде предоставления субсидии:

- на переезд – единовременная выплата каждому члену семьи по 35 МРП    (84 175 тенге).

- для покрытия расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг, которые выплачиваются ежемесячно в течение 12 месяцев от 15 до 30 МРП (от 36,1 до 72,2 тыс. тенге) на семью.

Увеличилась миграционная подвижность населения внутри страны, вырос объем межрегиональной и региональной миграции населения. Во внутренней миграции за 2014-2016 годы в среднем участвовало более 490 тыс. человек.

На сегодняшний день, основные цели миграционной политики достигнуты - численность населения за последние 10 лет выросла более чем на 2,5 млн. человек, достигнув 18,1 миллионов, с преобладанием доли коренного населения (66%).

 

Обеспечение реализации трудовых прав граждан. С 1 января 2016 года введен в действие новый Трудовой кодекс Республики Казахстан. В его реализацию были разработаны и утверждены 35 нормативных правовых актов.

В целях повышения правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений активно продолжается разъяснительная работа по Трудовому кодексу. Реализуется Комплексный план экспертного разъяснения положений нового Трудового кодекса Республики Казахстан, здесь активными участниками являются социальные партнеры.

Ежегодно Министерством проводится тендер по обучению работников основам трудового законодательства, выигравшие организации проводят обучающие семинары в регионах. Кроме этого, с учетом требований нового Трудового кодекса, были разработаны учебные материалы на тему «Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах», «Основы трудового законодательства» и буклеты по 8 специальным темам на русском и государственном языках, которые направлены в регионы для раздачи работникам и специалистам предприятий.

Аналогичная работа по обучению проводится на местах и государственными инспекторами по труду. 

В результате, в 2017 году, проведено свыше 3 тысяч семинаров, государственными инспекторами труда проведено более 2 тыс. семинаров.

Министерством проводится анализ правоприменительной практики основных положений нового Трудового кодекса.

Одним из новшеств, предусмотренных в новом Трудовом кодексе, является создание производственных советов по безопасности и охране труда в организациях. По состоянию на 1 января 2018 года на предприятиях республики создано 12 412 таких советов (в 2016 году – 11 215, в 2017 году – 1 197).

В рамках добровольного декларирования деятельности работодателей в 2017 году выдано 59 сертификатов доверия (всего по состоянию на 1 января 2018 года - 140). 1 752 предприятий внедрили международные и национальные стандарты по безопасности и охране труда.

С 1 января 2016 года усилены требования к деятельности по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, так как Трудовой кодекс устанавливает право на осуществление деятельности по проведению аттестации только специализированным организациям. По итогам 2017 года по республике аттестовано 1 539 производственных объекта.

Создаются региональные и отраслевые Советы по вопросам предупреждения и разрешения коллективных трудовых споров. Начата практика их разрешения в порядке досудебного рассмотрения, в 2017 году медиаторами рассмотрено и разрешено 1 057 трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

В целом ситуация в области трудовых отношений в стране стабильная.        

Реализуется Комплексный план предупреждения социальной напряженности и разрешения социально-трудовых конфликтов (далее – План). В рамках Плана ежемесячно формируется Карта трудовых конфликтов, в которой определены   критерии и система показателей, позволяющих определить уровень напряженности в трудовых коллективах.

Активно проводят свою работу в регионах трехсторонние комиссии по социальному партнерству (по состоянию на 1 января 2018 года – 110 заседаний) и антикризисные штабы (65), на которые были приглашены 926 руководителей предприятий.                    

Просроченная задолженность более 3-х месяцев на 1.01.2018 г. составила 242 млн. тенге. В результате принятых мер воздействия, в 2017 году задолженность погашена на сумму 3,1 млрд. тенге и защищены права более 23 тыс. работников.

Наблюдается устойчивая тенденция снижения числа несчастных случаев на производстве (2017 год – пострадало на производстве 1 678 человек, 2016 года –  1 683 чел., 2015 год – 1 723 чел.). Положительная динамика наблюдается и по количеству смертельных случаев на производстве.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основе системы оценки рисков (СОР), внедренной с начала 2010 года. В 2017 году госинспекторами труда осуществлено 9 920 проверок, в ходе которых было выявлено более 14,8 тыс. нарушений трудового законодательства. По результатам выявленных нарушений в отношении юридических лиц и должностных лиц организаций, госинспекторами труда наложено более 2,9 тыс. штрафов на общую сумму 467,3 млн. тенге.

Продолжается  работа  по заключению меморандумов о взаимном сотрудничестве между акиматами и предприятиями регионов по вопросам стабилизации производственных процессов, обеспечения трудовых прав и гарантий работников, (начатая в феврале 2015 года) с производственными предприятиями и одновременному контролю над соблюдением работодателями взятых обязательств.  На сегодняшний день по республике заключено более 115 тыс. таких меморандумов.

Наблюдается снижение количества трудовых конфликтов, так в 2017 году – 5 случаев, в 2016 году – 7.

Развивается система социального партнерства. В 2017 году завершилась реализация Генерального соглашения на 2015 – 2017 годы, в рамках которого Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей взяты на себя обязательства, направленные на решение вопросов безопасности и охраны труда, обеспечение безопасных условий труда работников. По состоянию на 1 января 2018 года проведено 101 заседание трехстронних комиссий с участием заинтересованных государственных органов и социальных партнеров.

По итогам 2017 года системой коллективных договоров охвачено 78,0 тыс. предприятий, или 34,3 % из числа действующих предприятий. В числе крупных и средних предприятий показатель охвата достиг 93,3%.

Значительной мерой стимулирования и поощрения работодателей к развитию социальной ответственности является проведение конкурса «Парыз», учрежденного Главой государства. В 2017 году данный конкурс проводился в 10 раз, и высшая награда - «Гран-при «Парыз» присвоена ТОО «Евразийская группа» (г. Астана).

Развивается система социального партнерства. В 2017 году завершилась реализация Генерального соглашения на 2015 – 2017 годы, в рамках которого Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей взяты на себя обязательства, направленные на решение вопросов безопасности и охраны труда, обеспечение безопасных условий труда работников. По состоянию на 1 января 2018 года проведено 101 заседание трехстронних комиссий с участием заинтересованных государственных органов и социальных партнеров.

По итогам 2017 года системой коллективных договоров охвачено 78,0 тыс. предприятий, или 34,3 % из числа действующих предприятий. В числе крупных и средних предприятий показатель охвата достиг 93,3%.

Значительной мерой стимулирования и поощрения работодателей к развитию социальной ответственности является проведение конкурса «Парыз», учрежденного Главой государства. В 2017 году данный конкурс проводился в 10 раз, и высшая награда - «Гран-при «Парыз» присвоена ТОО «Евразийская группа» (г. Астана).

Работа Министерства по второму направлению   представлена в стратегическом плане 16 целевыми индикаторами, в том числе 6 показателей ГИК ВЭФ.

Не достижение планового значения отмечено по шести целевым индикаторам ГИК ВЭФ «Работающие женщины. Доля по отношению к мужчинам», «Партнерство в отношениях работодателей и наемных работников», «Гибкость при установлении затрат», «Оплата и производительность», «Практика найма и увольнения», «Издержки, связанные с увольнением».

Вместе с тем следует отметить, что все названные показатели являются компонентом субиндекса «Эффективность рынка труда», при этом фактор остается конкурентным преимуществом Казахстана (35 место). Также следует учесть, что значения 4 показателей определяются опросным методом, т.е.  используются данные опроса работодателей произвольно выбранных предприятий, что является субъективным.  

По итогам 2017 года (с учетом предварительных данных) по второму направлению обеспечено достижение 9 целевых индикаторов.

Кроме того, Стратегический план содержит 3 показателя ГИК ВЭФ, которые включены в Стратегические планы всех государственных органов, по ним не достигнуты плановые значения – Прозрачность решений, принимаемых госорганами (план– 28, факт- 40), Фаворитизм решениях чиновников (план – 45, факт -70), Общественное доверие политикам (план – 29, факт – 39).

 

 

Министр труда и социальной защиты

населения Республики Казахстан                                                      М. Абылкасымова

Изменён 15 февраля, 2018 - 22:43
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий