Вы здесь

Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы

Проект

 

Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан  на 2017-2021 годы

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 401 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемые:
  1. Концепцию миграционной политики Республики Казахстан на 2017-2021 годы;
  2. План мероприятий по реализации Концепции миграционной политики на 2017-2021 годы (далее – План).
  1. Центральным и местным исполнительным органам, а также заинтересованным организациям, ответственным за исполнение Плана:
  1. принять необходимые меры по реализации Плана;
  2. один раз в год, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным годом, представлять информацию о ходе выполнения мероприятий Плана в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
  1. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан не позднее 15 февраля, следующего за отчетным годом, представлять в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан сводную информацию о ходе выполнения мероприятий Плана.
  2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

 

 

Премьер-Министр                                                                                        Б.Сагинтаев

      Республики Казахстан

 

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «     »             2017 года

 

 

КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2017 – 2021 ГОДЫ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение
  2. Анализ текущей ситуации
  3. Мировой опыт регулирования миграционных процессов
  4. Основная цель, задачи и период реализации Концепции
  5. Основные принципы и подходы миграционной политики Республики Казахстан
  6. Ожидаемые результаты
  7. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

С обретением независимости, Казахстан начал проводить собственную миграционную политику, ориентированную на цели консолидации общества и повышение его мобильности.

За указанный период были реализованы ряд стратегических и программных документов в сфере миграции, включая концепции миграционной политики Республики Казахстан, утвержденные указом Президента Республики Казахстан от 28 августа 2007 года № 399 и постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года № 1346.

Основной их целью было создание условий для устойчивого демографического и социально-экономического развития, а также укрепление государственной безопасности страны.

Настоящая концепция является логическим продолжением проводимой миграционной политики, как неотъемлемая часть социально-экономического развития страны и направлена на совершенствование действующих механизмов управления миграционными процессами в Республике Казахстан.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстана, общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Республики Казахстан в сфере миграции, Посланием Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», а также целями устойчивого развития на период до 2030 года, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года.

Концепция определяет стратегические цели и задачи миграционной политики Республики Казахстан, а также механизм их реализации в контексте социально-экономического развития страны, соблюдения общегосударственных интересов и мировых тенденций развития миграционных процессов.

 

 

 

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

 

Миграционные процессы формируются под влиянием множества факторов, как экономических и социальных, так и природно-климатических, демографических и культурно-исторических. Общие миграционные потоки включают в себя внешнюю (межстрановую) миграцию, а также внутреннюю (как внутрирегиональную, так и межрегиональную) миграцию населения.

Учитывая привлекательность страны с точки зрения экономического развития и географически выгодного положения, Казахстан является миграционным транзитным узлом. Это обуславливает, с одной стороны, значительные транзитные потоки мигрантов через Казахстан.

За последние 5 лет, страну посетили порядка 6.1 млн. иностранных граждан. Большинство из них (5.3 млн.чел.) заезжали по частным, и еще порядка 300 тыс.чел – по служебным делам. Данные мигранты присутствовали в республике временно.

С другой стороны, этим объясняется и значительная волатильность самого состава постоянного населения.

К примеру, в период с 1991 по 2004 годы сальдо миграции было отрицательным (в среднем, отток в 164.3 тыс. человек ежегодно). Начиная с 2004 по 2012 годы, сальдо было устойчиво положительным (прирост в 12.3 тыс. человек ежегодно). В последнюю же пятилетку, сальдо опять вошло в отрицательную зону, закрепившись на средней отметке в (9.8) тыс. человек.

В настоящее время, миграционная ситуация в стране характеризуется следующим:

Первое. В сфере регулирования внешних миграционных процессов.

Регулирование трудовой миграции.

В Казахстане, на сегодняшний день действует комплексная система привлечения иностранной рабочей силы. Существует система квотирования квалифицированной иностранной рабочей силы и трудовых иммигрантов, многоступенчатая система выдачи рабочих разрешений. В рамках Евразийского экономического союза действует режим свободного перемещения трудовых ресурсов по территории государств-членов.

Данные меры позволили привлекать в достаточном количестве квалифицированную иностранную рабочую силу, необходимую для развития инфраструктурных и промышленных проектов страны.

За последние 5 лет наблюдается общее увеличение количества квалифицированных иностранцев, прибывающих ежегодно по рабочим разрешениям на 50%.

В целях же компенсации части рабочей силы, не относящейся к квалифицированной, в настоящее время в страну также привлекаются трудовые иммигранты для работы на хозяйстве у физических лиц. Такие иностранные работники привлекаются по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел. В настоящее время, таких трудовых иммигрантов на территории Республики Казахстан порядка 322.7 тыс. человек.

В Казахстане на постоянной основе вырабатываются системные меры в направлении дальнейшего улучшения условий привлечения в страну квалифицированных иностранных специалистов. Так, в соответствии с Программой «План нации – 100 конкретных шагов», утвержденной в мае 2015 года, 56 шагом предусматривается создание благоприятного миграционного режима по примеру США, Канады, Австралии для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа.

В реализацию данного шага, в 2015 – 2016 годах принят ряд мер по упрощению процедуры выдачи рабочих разрешений для работодателя, доведена до мировых стандартов ВТО система внутрикорпоративной ротации иностранных сотрудников, а также разработана принципиально новая система привлечения самостоятельных трудовых мигрантов, основанная на балльной оценки образования и уровня квалификации прибывающих иностранных специалистов. С 2017 года иностранцам, прибывающим в Казахстан самостоятельно для поиска работы, выдаются справки, подтверждающие данный высокий уровень образования и квалификации, по которым, соискатели могут беспрепятственно трудиться на территории республики. Работа в данном направлении продолжается.

 

В целях компенсации части рабочей силы, не относящейся к квалифицированной, в настоящее время в страну также привлекаются трудовые иммигранты для работы на хозяйстве у физических лиц. Такие иностранные работники привлекаются по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел. В среднем трудовые иммигранты прибывают в Республику Казахстан о порядка 300 тыс. человек.

В целях создания еще более благоприятного инвестиционного климата продолжается системная работа по дальнейшей либерализации визового режима государства для иностранных граждан.

Упрощена процедура выдачи однократных деловых, частных, а также однократных и двукратных туристских виз для граждан 48 экономически развитых стран.

На сегодняшний день без оформления виз Казахстан могут посетить граждане 19 стран.

С 1 января 2017 года граждане уже 45 государств, среди которых члены Организации экономического сотрудничества и развития и Европейского союза, а также Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Сингапур и Княжество Монако, получили право на безвизовый въезд в Казахстан сроком до 30 дней со дня въезда на территорию страны.

Тем не менее, сохраняется ряд вопросов, по которым система привлечения иностранной рабочей силы имеет значительный потенциал дальнейшего совершенствования, в том числе:

  1. Система привлечения трудовых мигрантов в Республику Казахстан является обособленной и не всегда связанной с иными направлениями миграционной политики.

В настоящее время, и внутренняя миграция (в части переселения по направлению из трудоизбыточных регионов в регионы с высокой потребностью в трудовых ресурсах) и внешняя трудовая миграция, де-юре, ориентированы на развитие региональных рынков труда, обеспечение их в достаточной степени рабочей силой (как местной, так и иностранной). Однако, фактически, каждое направление миграционной политики работает индивидуально, без очевидной взаимозависимости друг от друга. При этом, иностранная рабочая сила не рассматривается, как дополнительный элемент, используемый по востребованности, в случае невозможности обеспечить рынок труда за счет внутренней миграции. Это потенциально может обусловить отсутствие сбалансированности иностранной и местной рабочей силы, при наличии внутренних трудовых резервов и трудового потенциала в стране.

  1. Отсутствуют действенные инструменты выявления реальной региональной потребности в квалифицированной иностранной рабочей силе для запланированного социально-экономического развития страны.

В настоящее время, механизм выявления потребности регионов в иностранной рабочей силе ограничен процедурой установления квоты. При этом, устанавливая квоту, местные исполнительные органы не всегда ориентируются на основные социально-экономические показатели региона, обозначенные в программных документах.

Кроме того, не всегда очевидно влияние иностранной рабочей силы на конкретные программные показатели развития страны, или отдельные стратегические задачи, в реализацию которых система привлечения иностранной рабочей силы постоянно корректируется.

  1. Учет трудовых мигрантов, а также отсутствие возможности экономического анализа и прогнозирования иностранной рабочей силы в стране.

В настоящее время, отсутствует методология статистического учета всех потоков иностранной рабочей силы (квалифицированной и неквалифицированной), в том числе прибывающей из стран ЕАЭС. Кроме того, отсутствует система анализа влияния всех потоков ИРС на основные рейтинговые и социально-экономические показатели страны.

  1. Вывоз за пределы страны денежных средств, заработанных трудовыми мигрантами.

Физическими лицами – нерезидентами Республики Казахстан за последние три года посредством системы международных переводов было переведено денежных средств на сумму 341,2 млрд. тенге. При этом, основной объем платежей и переводов денег был направлен в пользу резидентов Узбекистана – 19.2%, Российской Федерации – 26.6%, Турции – 6.9%, Китая – 7.6%, Кыргызстана – 3.4%. В результате денежные переводы через их непосредственное влияние на потребление и инвестиции, играют важную роль в экономическом росте стран –доноров и оказывают давление на платежный баланс страны – реципиента – Республики Казахстан.

  1. 5. Отток квалифицированных рабочих кадров из различных сфер деятельности и отсутствие механизмов привлечения и удержания в стране так называемых «талантов».

За последние три года выехало из Казахстана с целью постоянного проживания – 91.9 тыс. человек. В основном граждане Казахстана с целью постоянного проживания выезжают в Российскую Федерацию – 78.2 человек, особенно из приграничных регионов. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в числе отъезжающих из Казахстана на постоянное место жительство 43.8% составляют молодые люди от 15 до 34 лет.

В рамках данной проблемы, необходимо отметить отсутствие скоординированной целенаправленной работы по привлечению в страну квалифицированных кадров и удержания в стране талантливых специалистов, ученых, новаторов.

Репатриация этнических казахов на историческую родину.

Государством на протяжении всех лет независимости проводится политика стимулирования добровольного возвращения в страну этнических казахов. За указанный период число прибывших этнических репатриантов превысило 1 млн. человек. Благодаря демографическому вкладу прибывших оралманов за годы независимости удалось снизить уровень отрицательного сальдо миграции на 28%.

Основными странами исхода этнических репатриантов являются Узбекистан (61.6%), Китай (12.1%), Монголия (11.7%), Туркменистан (7.1%). С учетом стран исхода репатриантов их наибольшее количество расселились в Южно-Казахстанской (21.6%), Алматинской (16.8%), Мангистауской (13%), Жамбылской (9.3%) областях.

По уровню образования у большинства этнических репатриантов имеется общее среднее образование (61.1%) и среднее специальное образование (20.5%).

Наибольшая активность переселения этнических репатриантов приходится на период с 2004 по 2008 годы, в рамках которого прибыло 43.7% этнических репатриантов (439,430 чел.). Это связано с тем, что в данный период предоставлялись наиболее благоприятные меры социальной поддержки (выделение средств на приобретение жилья за счет государства, субсидии на переезд).

В то же время, анализ мер государственной поддержки этнических репатриантов показывает об отсутствии системности и недостаточной согласованности используемых правовых механизмов в их предоставлении.

В настоящее время, текущее состояние этнической миграции характеризуется:

  1. неравномерностью расселения этнических репатриантов в регионах страны без учета их потребности в трудовых ресурсах;
  2. низкой социокультурной интеграцией этнических репатриантов в казахстанское общество с учетом различия мировоззрений и языковых барьеров;
  3. низкой квалификацией этнических репатриантов и неэффективными мерами их трудоустройства и адаптации;
  4. недостаточной информационно-разъяснительной работой среди представителей казахской диаспоры за рубежом;

Второе. В сфере регулирования внутренних миграционных процессов.

В рамках стратегических и программных инициатив, предпринимались шаги, направленные на стимулирование и регулирование переселения граждан страны, однако такое переселение всегда носило узкоцелевой характер.

Так, например, в рамках Проекта «С дипломом в село!» начиная с 2009 года предусматривались меры социальной поддержки специалистов образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, агропромышленного комплекса, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты.

Для таких специалистов предусматривались следующих мер социальной поддержки:

  • выплата единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП;
  • бюджетный кредит для приобретения и строительства жилья сроком на 15 лет, со ставкой вознаграждения в размере 0.01% в размере 1,500 МРП;
  • повышение не менее чем на 25% должностных окладов (тарифных ставок) специалистам учреждений социальной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах.

Также, в рамках социального проекта «Мәңгілік ел жастары – индустрияға» была инициирована образовательная программа «Серпін-2050». С 2014 по 2016 годы, по данной программе в 8 областях республики в 22 вузах и 54 колледжах получают образование более 11 тыс. студентов из 5 регионов страны.

В 2015 году, с поправками в Закон Республики Казахстан «О миграции населения» была закреплена целостная система регулирования переселения граждан. Была инициирована политика выравнивания диспропорций расселения населения, посредством экономического стимулирования добровольного переселения населения из трудоизбыточных регионов в регионы с высоким потенциалом развития рынка труда.

Правительством определяются конкретные регионы расселения (Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области), а также региональная квота приема переселенцев, которая представляет собой предельное число семей переселенцев, прибывающих для постоянного проживания в вышеуказанные регионы, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки, предусмотренными участникам активных мер содействия занятости в соответствии.

В части учета внутренних мигрантов, по данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан, в целях упрощения и совершенствования процедур регистрации, в 2014 году эти процессы были автоматизированы, что позволило одновременно с регистрацией по новому адресу производить снятие с регистрации по прежнему месту жительства. Начиная с 1 января 2015 года контроль над выполнением внутренними мигрантами обязанностей по регистрации был существенно усилен. В настоящее время принимаются дальнейшие последовательные меры по упрощению процедуры регистрации, что должно снизить административные барьеры и повысить прозрачность миграционных процессов.

В республике, за последнее 5 лет наблюдается увеличение численности внутренних мигрантов с 337,8 тыс. человек (2012) до 610,7 тыс. человек в 2016 году, в т.ч.: в межрегиональной миграции (из одного региона в другой) – 294,0 тыс. человек; в региональной миграции (внутри одного региона) – 316,7тыс. человек.

Основными регионами притока населения являются гг. Алматы, Астана, Южно-Казахстанская, Алматинская и Карагандинская области.

При этом, в условиях современного повышения мобильности населения (в особенности носящего стихийную направленность), усиливаются некоторые отрицательные тенденции:

1) Демографический дисбаланс. В настоящее время, в северных регионах страны (Северо-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области) население меньше (всего порядка 2.9 млн. человек), чем в южных регионах страны (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Алматинская области) (6.5 млн. человек).

При этом, по прогнозным данным, к 2050 году население северных регионов может сократиться на 0.9 млн. человек, а южных регионов вырасти на 5.2 млн. человек. Плотность расселения населения южных регионах будет практически в 4 раза превышать соответствующий показатель северных регионов.

Кроме того, в северных регионах наблюдается высокий удельный вес граждан пожилого возраста. Индекс старения максимален в Северо-Казахстанской – 53.1, Костанайской – 51.1 и Восточно-Казахстанской – 46.2 областях, на юге наоборот количество пожилых людей невелико (в Южно-Казахстанской области – 12.1, Кызылординской области– 14.9).

Также, по экспертным оценкам, в ближайшие 5 лет будет наблюдаться замедление притока новых работников, что обусловлено демографическим провалом начала 90-х годов.

2) Экономический дисбаланс. В настоящее время, в южных регионах (без учета г. Алматы) проживает 38% населения, в то время как их доля в валовом региональном продукте (ВРП) составляет лишь 17%. В северных регионах на 17% населения приходится 13% ВРП (без учета г. Астаны).

При этом, в мировой практике экономический рост в основном происходит в районах с высокой концентрацией населения. Именно туда идут основные инвестиции, стремятся талантливые молодые люди, там формируются наука и инновации.

Кроме того, существуют следующие вопросы с потенциалом дальнейшего развития:

  1. Отсутствие четко выраженной стимулируемой государством системы направления потоков внутренней миграции в региональные точки экономического роста.

На сегодняшний день, население добровольно переселяется в основном не в региональные точки экономического роста, а в развитые городские агломерации (гг. Алматы, Астана) и наиболее привлекательные в плане качества жизни регионы, в том числе Южно-Казахстанскую, Алматинскую и Карагандинскую области. Государством, с другой стороны, охватывается лишь регулирование переселения населения из трудоизбыточных регионов в регионы с высокой востребованностью трудовых ресурсов.

В отдельных приграничных зонах Республики Казахстан наблюдается негативные факторы, связанные со снижением экономической активности населения, ухудшением состояния существующей инфраструктуры, удаленностью получения необходимых услуг. В этой зоне усиливаются такие факты как отток населения в глубь страны и депопуляция значительных территорий.

  1. Отсутствие должного уровня учета внутренней миграции.

В настоящее время, учет внутренних мигрантов осуществляется лишь при постоянной либо временной регистрации по месту жительства. При этом, данная система несовершенна, так как многие граждане предпочитают не регистрироваться, даже обладая жильем на праве собственности. Введение ответственности за отсутствие указанной регистрации с января 2017 года показала, что лишь в первую неделю года, только в гг. Астана, Алматы по месту жительства зарегистрировалось более 40 тыс. человек, которые до этого не были учтены и соответственно зафиксированы в качестве внутренних мигрантов. Однако, и введение административной ответственности не способно гарантировать полноценный учет внутренней миграции.

В целом анализ текущей ситуации показывает несовершенство систем как внешней (трудовой и этнической), так и внутренней (региональной и межрегиональной) миграции создает предпосылки для снижения общего уровня национальной безопасности.

С одной стороны, недостаточное регулирование внешней миграции создает предпосылки проникновения в страну незаконных мигрантов (в виде рабочей силы и, в меньшей степени, вынужденных мигрантов), а с ними и радикализированных социально-агрессивных деструктивных элементов, а также представителей преступного сообщества.

С другой стороны, недостаточное регулирование внутренней миграции, учитывая, что миграция подразумевает перемещение большого количества людей, которая всегда сопровождается вопросами социального обеспечения и распределения ограниченных ресурсов, возникают риски появления недовольства, роста протестных отношений и маргинализации населения.

Кроме того, в настоящее время существует сложность определения количественных параметров нелегальной миграции (при определении масштабов нелегальной миграции, как правило применяются экспертные оценки, выборочные исследования, которые не дают исчерпывающей картины).

 

 

3. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Анализ развития зарубежных стран показывает, что единой универсальной модели регулирования миграционных процессов в мире не существует. Каждая страна, учитывая сложившуюся систему государственного управления и социально-экономического развития, формирует собственную миграционную политику.

В сфере внешней трудовой миграции.

По опыту многих стран, развитие национальных трудовых ресурсов является долговременным процессом, который часто отстает от растущих потребностей экономики или отдельных ее отраслей. Поэтому привлечение трудовых ресурсов из-за рубежа зачастую используется как более быстрое и эффективное решение задачи нехватки трудовых кадров.

Существуют два основных способа оценки потребности в иностранной рабочей силе в стране назначения, путем опроса и на основе заявок установления квот или трудового тестирование рынка.

Методами опроса, к примеру, пользуется Италия. В Италии оценка спроса на иностранную рабочую силу осуществляется на основе опросов, которая представляют собой потенциальный способ определения масштабов нехватки трудовых ресурсов на рынке труда через итальянскую информационную систему Excelsior.

Большинство рассмотренных стран используют метод заявок: Германия, Испания, Канада, Россия, Франция.

Так например, в Канаде потребность в рабочей силе в экономике страны рассчитывается на основе индекса (Help-wanted Index), который определяется на основе количества объявлений о приеме на работу, опубликованных в 22 крупнейших газетах страны. Он является индикатором спроса на рабочую силу, показывающим степень готовности компаний нанимать новых работников.

В Испании же основным инструментом для определения спроса на иностранную рабочую силу является «Каталог профессий с дефицитом рабочей силы», который дает точное представление о «положении в сфере занятости страны» и нуждах рынка труда.

Не существует единого мнения о том, как определить и измерить нехватку рабочей силы. Так, например, в Великобритании оценка спроса на рабочую силу осуществляется косвенным методом на основе анализа существующей информации по трудовой миграции.

Различен уровень централизации вопросов трудовой миграции. Так например, во Франции, Германии и Испании местные органы власти играют важную роль в определении дефицита рабочей силы.

Во многих странах устанавливаются квоты – фиксированные численные ограничения для приема труда в страну. Квоты могут быть применены как к квалифицированной, так и к низкоквалифицированной рабочей силе.

В законодательстве США для высококвалифицированных иностранных специалистов, имеющих выдающиеся достижения, научные степени и т.д., устанавливаются квоты, но период ожидания грин-карты для указанных категорий гораздо меньше (за счет меньшего числа претендентов).

Многие страны применяют балльную оценку в отношении новых претендентов на работу. К примеру, для отбора квалифицированных работников, наиболее отвечающих потребностям современного Канадского общества, разработана специальная балльная система, включающая отбор по следующим показателям: образование, знание языка, опыт работы, возраст, трудоустройство, адаптивность.

Для проведения анализа рынка труда с целью его мониторинга и прогнозирования, представляется важным наличие сильной аналитической структуры, с четким определением полномочий и функций (опыт Великобритании – Совещательный комитет по миграции, Migration Advisory Committee). Данная структура должна иметь доступ ко всей имеющейся в стране информации по рынку труда и отвечать за проведение регулярного анализа и мониторинга с целью выявления имеющегося дефицита рабочей силы, а также за постоянное совершенствование методологии по оценке дефицита.

Кроме того, в мировой практике существуют и примеры привлечения потенциальных трудовых ресурсов в страну на долгосрочную перспективу, или на постоянное место жительства.

Так, в Канаде существует программа Express Entry, определяющая список приоритетных специальностей и профессий, по которым целесообразно привлечение иностранных граждан. Иностранцы проходят многоуровневый отбор, в процессе которого их привлекательность для страны оценивается по балльной системе, учитывающей различные параметры, от знания языков, до уровня полученного образования и степени владения навыками.

Иностранцы, въезжающие в Канаду по программе Express Entry, получают вид на жительство и трудоустраиваются по предварительному приглашению конкретного работодателя.

Опыт зарубежных стран, проводящих активную репатриационную политику (Германия, Россия и Израиль) показывает, что иммиграция репатриантов является основой существования и безопасности государства.

В сфере содействия возвращения этнических репатриантов на историческую родину.

Модель репатриационной политики Германии ориентируется на введении годичной квоты на прием переселенцев. При этом к этническим немцам – претендентам на въезд в Германию, предъявляются высокие требования к знанию языка и доказательству принадлежности к немецкой культуре и традициям. По приезде в Германию этнические мигранты проходят регистрацию и получают направление на проживание в конкретной общине на территории определенной земли (административная единица). После получения статуса репатрианта переселенцы автоматически получают немецкое гражданство. В плане социальной поддержки: оплачиваются курсы немецкого языка и при начислении пенсии учитывается трудовой стаж в странах исхода.

Миграционная политика Российской Федерации направлена на оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом путем предоставления компенсационного пакета, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости после их регистрации и до приобретения ими гражданства.

В Израиле оказывается финансовая помощь, лицам доказавшим свою принадлежность к этнической/религиозной группе: первоначальное устройство, ежедневные расходы, аренда квартиры и обучение ивриту. При этом гражданство иммигранты получают при пересечении границы.

В сфере внутренней миграции.

В рамках регулирования внутренней миграции и стимулирования к расселению населения интересен опыт Китая, США, Австралии, Канады.

В Китае, внутренняя миграция стимулируется через Комплексную программу борьбы с бедностью до 2020 года, в рамках которой производится ежегодная переподготовка 2 млн. человек, трудоустройство 6 млн. человек, имеющих навыки работы на производстве, а также переселение 2 млн. человек из неблагополучных районов.

При этом для переселенцев предусматривается создание системы обеспечения жильем, включая аренду жилья по доступным ценам и строительство экономически доступных квартир.

В США внутристрановое переселение стимулируется через налоговые стимулы, по двум направлениям: для переезжающего работника; для работодателя, нанимающего такого работника.

Переезжающему работнику представляется право налоговых вычетов по основным затратам, связанным с переселением (затраты на проезд, провоз и транспортировку багажа, аренда складского помещения и другие). Налоговой службой (IRS) устанавливаются квалификационные требования, в т.ч. необходимость подтверждение факта переезда, тест на территориальную удаленность новой работы, тест на фактическое осуществление работы и другие.

Работодателю, нанимающему переселенца предоставляются налоговые льготы в размере до $3,000 в год на каждого дополнительного человека из числа переселенцев, принятых на работу.

В Австралии в 2015 году обновлена программа «JOBACTIVE», цель которой состоит преимущественно в снижении уровня долгосрочной безработицы путем оказания финансовой поддержки переселяющимся в иной регион, находящийся не менее чем в 90 минутах езды от прежнего места жительства. В случае если человек переселяется в провинцию, то он получает единовременно $6,000 (ранее $4,500); если же в столицу – всего $3,000, при этом при наличии несовершеннолетних детей участник может получить до $3,000 дополнительно (ранее $2,000). Средства могут быть использованы на оплату аренды, коммунальных и транспортных услуг.

В Канаде внутристрановое переселение стимулируется через налоговые изъятия для работодателя. Когда работодатель переводит сотрудника из одного регионального офиса в другой, сумма затраченных денег на передислокацию вычитается из налогооблагаемой суммы. Вычету подлежат затраты на переезд и провоз имущества, затраты на отмену коммунальных подписок (телефон, телевидение, интернет и др.), затраты на продажу недвижимости по старому месту жительства, затраты связанные на изменение водительских прав и иных разрешений и др.

В Канаде существуют программы по противодействию утечки мозгов из регионов страны. К примеру, в провинции Саскачеван недавним выпускникам предлагается $20,000 при условии проживания и работы на территории региона в течение семи лет.

Во многих странах принимаются стратегии по улучшению экономической и социальной ситуации для предотвращения эмиграции квалифицированных кадров, а также репатриации бывших соотечественников (Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Германия, Российская Федерация).

В Тайване и Корее активно действуют вербовочные структуры, которые отыскивают зрелых специалистов и ученых, предлагая им высокие оклады, сопоставимые с доходами за границей, лучшие условия для работы, помощь с жильем и образованием детей. Для специалистов и преподавателей, которые не собираются возвращаться на родину, созданы специальные программы-приглашения для чтения курсов лекций. В настоящее время обе страны уже не ограничиваются задачей добиться физического возвращения своих ведущих специалистов, а стараются подключить свои диаспоры к транснациональным сетям. Для этого они организуют сети специалистов, живущих за границей, и связывают их со специалистами на родине.

В Малайзии Правительство работает с корпорациями по вопросам привлечения, развития и удержания талантливых людей путем выделения стипендий на образование, освобождения от налогов на ввоз имущества и предоставления статуса членам их семей на постоянное проживание.

Обобщение мирового опыта регулирования миграционных процессов, позволяет выделить следующие механизмы, потенциально применимые в Республике Казахстан:

  1. совершенствование миграционной политики, в соответствии с демографической потребностью и спросом на рынке труда, передовым мировым опытом;
  2. проведение сбалансированной миграционной политики в сочетании с ограничительными механизмами квотирования и селективными методами привлечения высококвалифицированной рабочей силы;
  3. построение системы мониторинга и оценки потребностей рынка труда, в т.ч. в квалифицированных и низко квалифицированных кадрах, и подготовка перечня профессий, нужных стране;
  4. разработка гибкой политики расселения и перераспределения рабочей силы по направлениям: из трудоизбыточных регионов – в трудонедостаточные, село – крупный город и агломерация;
  5. стимулирование работодателей принимающих участие в добровольном переселении трудовых ресурсов;
  6. формирование перечня преференций, для активного переселения квалифицированной рабочей силы в определенные регионы расселения;
  7. расширение каналов, включая вид на жительство и гражданство, для удержания высококвалифицированных кадров;
  8. разработка мер по недопущению оттока квалифицированных кадров.
  9. содействие переселению на постоянное место жительства этнических репатриантов, проживающих за рубежом.

 

 

4. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Анализ современного состояния миграционной ситуации и перспектив ее развития позволяет определить основные цели и приоритеты в решении миграционных проблем и основные направления государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов.

Основные цели:

  1. Обеспечение потребности экономики в необходимой рабочей силе, ориентирование миграции на среднесрочные и долгосрочные цели и задачи социально-экономического развития страны.
  2. Формирование оптимальной системы для расселения населения по территории Республики Казахстан.
  3. Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угроз, ассоциирующихся с миграцией.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих основных задач:

  1. Построение эффективной системы внешней трудовой миграции, ориентированной на цели социально-экономического развития страны и создания благоприятного инвестиционного климата страны.
  2. Построение эффективной системы этнической миграции, ориентированной на создание благоприятных адаптационных и интеграционных условий для этнических репатриантов, прибывающих в Республику Казахстан.
  3. Усиление мер по пресечению нелегальной миграции.
  4. Построение эффективной системы внутренней миграции населения, ориентированной на цели социально-экономического развития страны.

Период реализации Концепции включает 2017-2021 годы.

Предполагается реализация наиболее приоритетных мероприятий, влияющих на возможность достижения поставленных целей и создание устойчивых условий эффективного регулирования миграционных процессов согласно поставленным задачам и достижению запланированных результатов, которые будут предусмотрены в Плане мероприятий на период до 2021 года.

 

 

5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Реализация приоритетных целей и задач миграционной политики будет осуществляться на основе следующих принципов:

  1. обоснованность и приоритетность принимаемых решений в сфере миграции населения;
  2. обеспечение прозрачности миграционных процессов.
  3. системность и комплексность регулирования миграционных процессов;
  4. соблюдение и защита прав мигрантов, недопущение дискриминации по признаку расы, языка, религии, пола, этническому и социальному происхождению;
  5. обеспечение выполнения положений законов в области регулирования миграционных процессов и международных обязательств;
  6. соблюдение мигрантами законодательства Республики Казахстан;
  7. приоритетность национальных интересов в части обеспечения и сохранения социальной, экономической, политической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в контексте соблюдения международно признанных стандартов в области управления и регулирования миграционными процессами.

Работа по построению эффективной системы внешней трудовой миграции, ориентированной на цели социально-экономического развития страны и создания благоприятного инвестиционного климата страны, будет проводиться по следующим направлениям:

  1. Установление реальной региональной потребности в квалифицированной иностранной рабочей силе для запланированного социально-экономического развития страны.
  2. Совершенствование учета, экономического анализа и прогнозирования иностранной рабочей силы в стране.
  3. Направление потоков квалифицированной иностранной рабочей силы на приоритетные (прорывные) проекты развития страны (такое привлечение будет осуществляться на льготной основе).
  4. Привлечение в страну на постоянное место жительства квалифицированных иностранных специалистов с представлением долгосрочного рабочего контракта.

Работа по построению эффективной системы этнической миграции, ориентированной на создание благоприятных адаптационных и интеграционных условий для этнических репатриантов, прибывающих в Республику Казахстан, будет проводиться по следующим направлениям:

1) работа с казахской диаспорой за рубежом в контексте усиления их поддержки путем:

  • расширения культурной взаимосвязи с представителями творческой интеллигенции;
  • расширение возможности Ассамблеи народов Казахстана, Всемирной ассоциации казахов в продвижении казахстанской культуры за рубежом путем оказания им необходимой помощи;
  • создание фонда «Отандастар», а также электронной базы известных этнических казахов; (предложение на 5 Всемирном Курултае казахов)
  • создание стимулов для вовлечения талантливых этнических репатриантов, обладающих необходимой квалификацией, для самостоятельного трудоустройства на территории Казахстана (предложение на 5 Всемирном курултае казахов);
  • проведение подготовительных курсов для этнических репатриантов в целях содействия поступления их в высшие учебные заведения Республики Казахстан; (предложение на 5 Всемирном курултае казахов)
  • усиление работы загранучреждения Республики Казахстан по подготовке документов и информированию этнических репатриантов, изъявивших желание добровольно переселиться в Республику Казахстан; (предложение на 5 Всемирном Курултае казахов)
  • организация обучения этнических казахов, проживающих за рубежом на родном для них языке; (предложение на 5 Всемирном Курултае казахов)
  • развития системы обмена информацией по работе с этническими репатриантами, циклов телепередач и веб-ресурсов, а также культуры межнациональных и межрелигиозных отношений.

2) стимулирование расселения оралманов в трудодефицитные регионы страны, посредством:

  • добровольного переселения оралманов в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан и обеспечения выполнения государственных обязательств по субсидированию на проезд, возмещению государством расходов по найму жилья в течение года, дав возможность при этом за эти средства выкупить жилье в сельской местности на вторичном рынке жилья, а также предусмотрение упрощенного механизма выдачи жилищных займов и субсидий по линии жилищных строительных сбережений;
  • развития предпринимательства в северных регионах, в том числе в приграничных территориях путем предоставления субсидий в рамках льготного микрокредитования по линии развития массового предпринимательства, предварительно обучив основам предпринимательства (сельское хозяйство, торговля);
  • предоставление оралманам земельных участков для ведения огородничества или для коммерческих целей и земель сельхозназначения на праве безвозмездного землепользования без конкурса с правом пролонгации.

3) переформатирования назначения и функций центров адаптации и интеграции оралманов, включающее:

  • создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции оралманов в регионах, испытывающих наибольший приток этнических репатриантов;
  • повышение эффективности работы центров адаптации и интеграции оралманов, ориентированные на социокультурную и языковую адаптацию этнических репатриантов, а также прозрачности предоставления ими услуг, путем проведения мониторинга и оценку деятельности центров для обеспечения надлежащего качества услуг.

4) оказание социальной поддержки этническим репатриантам, путем предоставления льгот, предусмотренных действующим законодательством по въезду в страну, получению разрешения на постоянное проживание, медицинской и социальной помощи, социального и пенсионного обеспечения, приобретения гражданства, а также содействию занятости

5) совершенствования условий для обучения этнических репатриантов и увеличения в 2 раза размера квоты приема при поступлении на учебу в технические и профессиональные, послесредние и высшие организации образования, а также вовлечения детей этнических репатриантов в получении образования; (предложение на 5 Всемирном Курултае казахов)

Работа по усилению мер по пресечению нелегальной миграции, будет проводиться по следующим направлениям:

1) совершенствованию правовой базы противодействия незаконной миграции, а также мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Республики Казахстан;

2) предупреждению и предотвращению фактов незаконной миграции, негативных последствий, вызываемых ею, а также развитию системы иммиграционного контроля на территории Республики Казахстан и продолжению договорного процесса с иностранными государствами и заключение соответствующих соглашений о реадмиссии;

3) дальнейшему облегчению визового режима с целью привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата;

4) противодействие организации каналов незаконной миграции;

5) совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

6) усиление информационно-разъяснительной работы с работодателями и гражданами в целях предупреждения миграционного законодательства.

Работа по построению эффективной системы внутренней миграции населения, ориентированной на цели социально-экономического развития страны, будет проводиться по следующим направлениям:

1. Стимулирование добровольного переселения внутренних мигрантов из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы, определенные решением Правительством Республики Казахстан, в том числе в приграничные населенные пункты путем:

  • вовлечения в процесс добровольного переселения граждан работодателей с гарантированным решением вопроса трудоустройства переселенцев;
  • предоставления субсидий работодателям за каждого специалиста, принятого на постоянную работу;
  • развития предпринимательства в северных регионах, в том числе в приграничных территориях путем предоставления субсидий в рамках льготного микрокредитования по линии развития массового предпринимательства, предварительно обучив основам предпринимательства;
  • предоставления земельных участков для ведения огородничества или для коммерческих целей и земель сельхозназначения на праве безвозмездного землепользования без конкурса с правом пролонгации;
  • обеспечения выполнения государственных обязательств по субсидированию на проезд, возмещению государством расходов по найму жилья в течение года, дав возможность при этом за эти средства выкупить жилье в сельской местности на вторичном рынке жилья, а также предусмотрение упрощенного механизма выдачи жилищных займов и субсидий по линии жилищных строительных сбережений;
  •  вовлечения участников программ «Серпін» (Министерство образования и науки Республики Казахстан), независимо от регионов выбытия в программу повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках активных мер содействия занятости;
  • обеспечения местами в организациях дошкольного и школьного образования в регионах прибытия переселенцев, с учетом массовости планируемой внутренней миграции;
  • обеспечения реализации крупных проектов с созданием рабочих мест на достаточно долгосрочный период, с тем, чтобы население, прибывающее на север, имело достаточный период времени для активной ассимиляции

2. Урбанизация и организация переселения из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения путем оказания мер государственной поддержки, включающие предоставление субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг.

  1. Совершенствование учета внутренней миграции.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Реализация мер, предусмотренных Концепцией позволит:

1) усовершенствовать систему регулирования миграционных потоков;

2) создать условия для приема этнических казахов, их адаптации и интеграции в казахстанское общество;

3) использовать возможности внешней трудовой миграции для формирования квалифицированного национального рынка труда;

4) принять эффективные меры по расселению внутренних мигрантов;

5) обеспечить учет мигрантов и предупреждение нелегальной миграции.

 

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Достижение поставленных задач предполагается посредством следующих нормативных правовых актов:

    1. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранцев»;
    2. Закон от 13 декабря 2010 года «О ратификации Соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств»;
    3. Закон Республики Казахстан 22 июля 2011 года «О миграции населения»;
    4. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения»;
    5. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
    6. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118;
    7. Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396;
    8. Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732;
    9. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874;
    10. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 - 2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030;
    11. Основные положения Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1434;
    12. «Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 168;
    13. «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919.

____________________

 

Утвержден

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «  »              2017 года

 

 

План мероприятий

по реализации Концепции миграционной политики на 2017-2021 годы

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Форма завершения

Ответственные за исполнение

Срок исполнения

Предполагаемые расходы (млн. тенге)

Источники финансирования

1

2

3

4

5

6

7

1.  Построение эффективной системы внутренней миграции населения, ориентированной на цели социально-экономического развития страны

Направление 1. Стимулирование добровольного переселения из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы, определенные решением Правительством Республики Казахстан, в том числе в приграничные населенные пункты

  1.  

Установление региональной квоты приема переселенцев

Проект Постановления Правительства

МТСЗН (созыв), МНЭ, МФ, МИО

Ежегодно, декабрь

В пределах средств, предусморенных по Республиканскойбюджетной программе 

Республиканский бюджет

  1.  

Мониторинг исполнения региональной квоты приема переселенцев

Информация в Правительство РК

МТСЗН (созыв), МИО

1 раз в полугодие

Не требуется

-

  1.  

Проведение бизнес форумов, ярмарок вакансии в регионах выбытия с участием представителей местных исполнительных органов, работодателей регионов прибытия

Информация в МТСЗН

МИО

Ежегодно

 

 

  1.  

Заключение меморандумов о сотрудничестве в области добровольного переселения населения из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные

Информация в МТСЗН

МИО

 

Не требуется

 

  1.  

Обеспечение вовлечения в процесс добровольного переселения граждан работодателей с гарантированным решением вопроса трудоустройства переселенцев

Информация в Правительство РК

МТСЗН (созыв), МИО

Ежегодно

Не требуется

-

  1.  

Выработка дополнительных стимулирующих мер (стимулирование работодателей, развитие предпринимательства, предоставление переселенцам земельных участков, обеспечение жильем) добровольного переселения

Информация в Правительство РК

МТСЗН (созыв), МНЭ, МФ, МСХ, МИО

До конца 2017 года

Не требуется

-

  1.  

Обеспечение вовлечения участников программ «Серпін» (МОН), независимо от регионов выбытия в программу повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательств

 

 

Информация в Правительство РК

МТЗСН (созыв), МОН, МИО

Ежегодно

Не требуется

-

  1.  

Обеспечение местами в организациях дошкольного и школьного образования в регионах прибытия переселенцев

Информация в Правительство РК

МОН (созыв), МИО

Ежегодно

Не требуется

-

  1.  

Обеспечение реализации крупных проектов с созданием рабочих мест на долгосрочный период для активной ассимиляции

Информация в Правительство РК

МНЭ (созыв), МИР, МЭ, МСХ, МФ

Ежегодно

 

-

  1.  

Изучение вопроса по созданию благоприятных предпосылок для развития экономики регионов и выгодных для населения условий проживания в них в целях достижения сбалансированного внутри республиканского расселения населения

 

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МНЭ (созыв), МИО

 

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

 

Направление 2. Урбанизация и организация переселения из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения путем оказания мер государственной поддержки, включающие предоставление субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг

  1.  

Организация переселения из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения путем оказания мер государственной поддержки, включающие предоставление субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг

Информация в Правительство РК

МТСЗН (созыв), МИО

Ежегодно

Не требуется

-

Направление 3. Совершенствование учета внутренней миграции

  1.  

Совершенствование  информационного взаимодействия  баз данных по прибывшим и убывшим мигрантам в различных разрезах в целях взаимообмена информацией

Совместный приказ

МНЭ(созыв), МВД, МТСЗН, МИК, МИО

 

Декабрь

2018 года

 

Не требуется

 

  1. Построение эффективной системы внешней трудовой миграции, ориентированной на цели социально-экономического развития страны

Направление 1. Совершенствование учета, экономического анализа и прогнозирования иностранной рабочей силы в стране

 

13.  

Выработка предложений по обеспечению согласованной методологии статистического учета всех потоков иностранной рабочей силы (квалифицированной и неквалифицированной), в том числе прибывающей из стран ЕАЭС.

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МНЭ (созыв), заинтересованные ЦГО и МИО

Июнь

2018 года

Не требуется

-

14.

Выработка предложений по обеспечению изучения влияния всех потоков иностранной рабочей силы на основные рейтинговые и социально-экономические показатели страны.

Информация

в МТСЗН

МНЭ (созыв), заинтересованные ЦГО и МИО

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

15.

Выработка предложений по обеспечению проведения ежегодного социологического опроса населения по основным показателям рынка труда, включая иностранную рабочую силу (по аналогии с британским опросом Labor Force Survey (LFS)

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МНЭ, заинтересованные ЦГО и МИО

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

Направление2. Направление потоков квалифицированной иностранной рабочей силы  на приоритетные (прорывные) проекты развития страны (на льготной основе)

 

16.

Выработка предложений по определению параметров отнесения проектов к числу приоритетных (прорывных) в целях направления потоков квалифицированной иностранной рабочей силы  на приоритетные (прорывные) проекты развития страны (на льготной основе)

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МНЭ, МИР, МЭ, заинтересованные ЦГО и МИО

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

17.

Выработка предложений по системе привлечения квалифицированной иностранной рабочей силе на приоритетные (прорывные) проекты развития страны на льготной основе

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), заинтересованные ЦГО и МИО

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

Направление 4.  Привлечение в страну на постоянное место жительства квалифицированных  иностранных специалистов с представлением долгосрочного рабочего контракта

 

18.

Выработка предложений по привлечению квалифицированной иностранной рабочей силы на постоянное место жительства в Казахстан с долгосрочным рабочим контрактом (5+ лет), на примере опыта Канады (программа Express Entry) с определением системы учета данной категории ИРС в рамках квоты на привлечение иностранной рабочей силы

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), заинтересованные ЦГО и МИО

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

Направление 5. Содействие сокращению и стабилизации эмиграционных процессов, в том числе предотвращению утечки интеллектуального потенциала республики

19.

Проведение мониторинга эмиграционного настроения в Республике Казахстан

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МИО

 

Ежегодно 

Не требуется

-

20.

Проведение анализа состояния региональных рынков труда в целях выявления сбалансированности вакансий и предложения рабочей силы, прогнозирования трудовой миграции

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МИО

 

Ежегодно 

Не требуется

-

21.

Проведение анализа эмиграционных процессов и причин, вызывающих неоправданно высокий уровень выезда из страны, социально-экономическую и демографическую оценку последствий эмиграции населения, а также, на этой основе, прогнозирование миграционных процессов, их последствий и влияния на социально-экономическую и миграционную ситуации

 

Информация в Правительство Республики Казахстан

 

МВД (созыв), МИО, МТСЗН, МОМ (по согласованию)

 

Декабрь

2018 года

 

Не требуется

-

22.

Совершенствование системы статистического учета и отчетности по эмиграции, повышение достоверности ее информации

 

Предложения в Правительство Республики Казахстан

 

МВД (созыв), МНЭ, МТСЗН, МИО

 

Июнь

2017 года

 

Не требуется

-

  1. Построение эффективной системы этнической миграции, ориентированной на создание благоприятных адаптационных и интеграционных условий

Направление 1. Работа с казахской диаспорой за рубежом в контексте усиления их поддержки

23.

Организация мероприятий с целью расширения культурной взаимосвязи с представителями творческой интеллигенции за рубежом, а также в продвижении казахстанской культуры за рубежом путем оказания им необходимой помощи

 

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИД (созыв), МТСЗН, МКИС, ВАК, АНК (по согласованию)

Ежегодно

В пределах средств, предусморенных по Республиканскойбюджетной программе 

Республиканский бюджет

24.

Создание стимулов для вовлечения талантливых  этнических казахов, обладающих необходимой квалификацией, для самостоятельного трудоустройства на территории Казахстана

 

 

Информация в МТСЗН РК

МТСЗН (созыв), МИД, ВАК, АНК, МОМ (по согласованию)

Ежегодно

 

Не требуется

-

25.

Проведение подготовительных курсов для этнических репатриантов в целях содействия поступления их в высшие учебные заведения Республики Казахстан;

Информация в Правительство

МОН (созыв), МТСЗН, МИД, МИО

Ежегодно

В пределах средств, предусморенных по Республиканскойбюджетной программе 

Республиканский бюджет

26.

Усиление работы по содействию распространению за рубежом информации о государственной политике Республики Казахстан в области миграции с целью привлечения иностранных предпринимателей, инвесторов, квалифицированных специалистов и членов их семей, в том числе из числа бывших соотечественников, востребованных на рынке труда

Информация в Правительство

МКИС (созыв), МТСЗН, МИД

Ежегодно  

Не требуется

-

27.

Выработка предложений по организации обучения этнических казахов, проживающих за рубежом на родном для них языке, а также обеспечение их учебными пособиями

Информация в Правительство

МОН (созыв), МКИС,МТСЗН, МИД, МИО, ВАК, АНК (по согласованию)

Декабрь

2017 года

Не требуется

-

28.

Организация работы по развитию системы информирования работы с этническими репатриантами, в том числе через государственные телепередачи и веб-ресурсов, а также культуры межнациональных и межрелигиозных отношений

Информация в Правительство

МКИ (созыв), МКИС,МТСЗН, МИД, МИО, ВАК, АНК (по согласованию)

Декабрь

2018 года

Не требуется

-

29.

Создание фонда «Отандастар» совместно со Всемирной Ассоциацией казахов

Информация в Правительство

МКИС (созыв), МНЭ, МТСЗН, МКИ, МКИС, АНК, ВАК (по согласованию)

Декабрь

2017 года

За счет средств предпринимателей

 

30.

Выработка предложений по созданию электронной базы известных этнических казахов

Информация в Правительство

МКИС (созыв), МНЭ, МТСЗН, МКИ, АНК, ВАК (по согласованию)

Декабрь

2017 года

Не требуется

-

Направление 2. Стимулирование расселения оралманов в трудодефицитные регионы страны

31.

Установление региональной квоты приема оралманов

Проект Постановления Правительства

МТСЗН (созыв), МНЭ, МФ, МИО

Ежегодно, декабрь

В пределах средств, предусморенных по Республиканскойбюджетной программе 

Республиканский бюджет

32.

Мониторинг исполнения региональной квоты приема оралманов

Информация в Правительство РК

МТСЗН (созыв), МИО

1 раз в полугодие

Не требуется

-

33.

Обеспечение выполнения государственных обязательств по субсидированию на проезд, возмещению государством расходов по найму жилья в течение года, дав возможность при этом за эти средства выкупить жилье в сельской местности на вторичном рынке жилья, а также предусмотреть упрощенный механизм выдачи жилищных займов и субсидий по линии жилищных строительных сбережений

 

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МНЭ, МИО

По итогам полугодия,      1 августа,

1 февраля

Не требуется

-

34.

Обеспечение выделения субсидий в рамках льготного микрокредитования по линии развития массового предпринимательства, предварительно обучив основам предпринимательства (сельское хозяйство, торговля)

 

Информация в Правительство Республики Казахстан

МНЭ (созыв), МТСЗН

Ежегодно

Не требуется

-

35.

Предоставление оралманам земельных участков для ведения огородничества или для коммерческих целей и земель сельхозназначения на праве безвозмездного землепользования без конкурса с правом пролонгации

 

Информация

в Правительство

МИО (созыв), МСХ, МНЭ

Ежегодно

 

Не требуется

-

36.

Создание условий для развития предприятий сельского хозяйства и промышленности с использованием предусмотренных мер государственной поддержки в рамках программных документов, развитие малого и среднего бизнеса

Информация в Правительство Республики Казахстан

МСХ (созыв), МТСЗН, МИР, МНЭ, МИО

Ежегодно

 

Не требуется

-

37.

Проведение мониторинга занятости, социального положения оралманов

Информация в АНК

МТСЗН (созыв), МИО

Ежегодно

 

Не требуется

-

38.

Выработка предложений по эффективному увязыванию программ помощи оралманам с программами социально-экономического развития регионов, приемлемому для местных исполнительных органов и оралманов выбору места жительства

Предложение в Правительство Республики Казахстан

 

МТСЗН (созыв), МНЭ, МИО

 

Ежегодно

Не требуется

-

Направление 3. Переформатирование назначения и функций центров адаптации и интеграции оралманов

39.

Рассмотрение вопроса по  созданию инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции оралманов в регионах, испытывающих наибольший приток этнических репатриантов

 

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв),  МНЭ, МФ, МИО

 

Июнь

2018 года

 

Не требуется

-

40.

Выработка предложений по совершенствованию механизмов по содействию адаптации и интеграции этнических казахов

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МИО, АНК (по согласованию)

 

Июнь

2018 года

 

Не требуется

-

41.

Проведение анализа мер поддержки и содействия адаптации оралманов, в том числе и институционального обеспечения этих мер (деятельность Центров временного размещения, Центров адаптации и интеграции оралманов)

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МИО, ВАК, АНК (по согласованию)

 

Июнь

2018 года

 

Не требуется

-

42.

Проведение анализа влияния этнической миграции населения на демографическую и социально-экономическую ситуации в стране, полноценного обустройства оралманов, их адаптация в местах их заселения и интеграция в локальную социальную среду

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв) МИО, ВАК, АНК (по согласованию)

Март

2018 года

В пределах средств, предусморенных по Республиканскойбюджетной программе 

Республиканский бюджет

43.

Выработка предложений по ведению статистического учета оралманов, выехавших за пределы Республики Казахстан с целью постоянного проживания

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв),  МНЭ, МИО

 

Июнь

2018 года

 

Не требуется

-

44.

Рассмотрение возможности облегчения процедуры признания зарубежного диплома (нострификация) для трудоустройства оралманов по специальности, полученной в стране исхода

Предложение в Правительство Республики Казахстан

МОН (созыв), МТСЗН, МИО

 

Январь 

2018 года

 

Не требуется

-

45.

Совершенствование условий для обучения этнических репатриантов (специальные степендии) и увеличения в 2 раза размера квоты приема при поступлении на учебу в технические и профессиональные, послесредние и высшие организации образования

Предложение в Правительство Республики Казахстан

 

МОН (созыв), МТСЗН, МИО

 

Ежегодно

Не требуется

-

4. Усиление мер по пресечению нелегальной миграции

46.

Усиление противодействия нелегальной миграции, путем применения мер в отношении лиц, привлекающих нелегальную рабочую силу и тем самым способствующих нелегальной миграции

 

Предложение в Правительство Республики Казахстан

 

МВД (созыв)

МТСЗН, МИО

 

Июнь

2017 года

Не требуется

-

47.

Проведение совместных межгосударственные оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение  нарушений миграционного законодательства

Информация в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв), ГП, КНБ (по согласованию),

МИО

 

Ежегодно

Не требуется

-

48.

Обеспечение контроля и организация работы заинтересованных государственных органов по вопросам борьбы с незаконной миграцией

Информация в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв), КНБ (по согласованию), МИО

 

Ежегодно

 

Не требуется

-

49.

Проведение семинаров, круглых столов в целях изучения опыта зарубежных стран по предотвращению фактов незаконной миграции, а также защите прав трудовых мигрантов

Информация в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв), МТСЗН, МИД, МИО

 

Ежегодно

В пределах средств, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете на соответствующие годы

Республиканский бюджет

50.

Реализация совместно с компетентными органами иностранных государств мер по противодействию нелегальной миграции

Информация в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв), МИД, КНБ, МОМ (по согласованию)

Ежегодно

Не требуются

-

51.

Продолжение реализации мер по дальнейшему развитию и интеграции автоматизированных информационных систем государственных органов в сфере контроля за миграционными потоками (единая информационная система «Беркут», информационная система «Миграционная полиция», информационная система «Иностранная рабочая сила»)

 

Информация в Правительство Республики Казахстан

МВД (созыв), МТСЗН (созыв), МИК, КНБ (по согласованию), заинтересованные государственные органы

Ежегодно

В пределах средств, ежегодно в рамках предусматриваемых в республиканском бюджете средств на соответствующие годы

Республиканский бюджет

52.

Выработка предложений по введению механизма выдачи электронных виз

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИД (созыв), МВД, МТСЗН, МИК, КНБ (по согласованию)

Январь

 2018 года

Не требуется

-

53.

Обеспечение прав беженцев в соответствии с «Конвенцией о статусе беженцев 1951 года» и «Протокола, касающегося статуса беженцев 1967 года» и законодательствами Республикой Казахстан

Предложение в Правительство Республики Казахстан

 

МВД (созыв), КНБ, МИД, МИО

 

 

Июнь

2017 года

Не требуется

-

54.

Содействие добровольной репатриации беженцев

 

Информация

МТСЗН

МВД (созыв), МИД, КНБ (по согласованию)

Ежегодно

Не требуется

-

55.

Выработка предложений по разработке системы мониторинга ситуации в странах происхождения беженцев

Предложение в Правительство Республики Казахстан

 

МВД (созыв),  КНБ, МИД, МОМ, УВКБООН (по согласованию), МИО

 

Июнь

2017 года

Не требуется

-

5. Международное взаимодействие

56.

Обеспечение развития международного сотрудничества по вопросам регулирования миграционных процессов (в т.ч. сотрудничество с международными организациями MOM, УВКБ ООН)

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИД (созыв),

МВД, МТСЗН

Ежегодно

Не требуется

-

57.

Проведение исследования по вопросам реализации репатриационной политики

Анализ исследования

МТСЗН (созыв), МОМ  (по согласованию)

Декабрь

2017 года

За счет средств международной организации по миграции

-

58.

Продолжение работы с международными партнерами УВКБ ООН и МОМ в рамках Алматинского процесса по международной миграции

Техническая поддержка Кыргызской Республики

МТСЗН (созыв), МОМ, УВКБ ООН (по согласованию)

Ежегодно

Не требуется

-

59.

Продолжение международного сотрудничества со странами СНГ в рамках Совета руководителей миграционных органов

Информация в Исполнительный Комитет СНГ

МТСЗН (созыв), МВД

Ежегодно

Не требуется

-

60.

Продолжение международного сотрудничества с Евразийской экономической комиссией

Информация

в МНЭ

МТСЗН (созыв), МВД, МИД

По необходимости

Не требуется

-

  1. Информационное сопровождение государственного управления миграционными процессами

61.

Обеспечение освещения вопросов миграционной политики в СМИ

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИК (созыв), МТСЗН (созыв), МВД, МИД

Ежегодно,

1 августа,

 

Не требуется

-

62.

Продолжение работы по информированию казахской диаспоры, этническими казахами, проживающими в зарубежных странах

Информация в Правительство Республики Казахстан

МИД (созыв), загранучреждения Республики Казахстан

Ежегодно,

5 января

В пределах средств, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете  на соответствующие годы

Республиканский бюджет

63.

Принятие дополнительных мер, направленных на повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан

Информация в Правительство Республики Казахстан

МТСЗН (созыв), МИК, МКИС, МИО

 

По мере необходимости

Не требуется

-

                                       

 

 

Примечание: расшифровка аббревиатур:

ГП

-

Генеральная прокуратура Республики Казахстан

МИК

-

Министерство информации и коммуникации Республики Казахстан

МСХ

-

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

МОН

-

Министерство образования и науки Республики Казахстан

МЗ

-

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

МТСЗН

-

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

МИР

-

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан

МВД

-

Министерство внутренних дел Республики Казахстан

МФ

-

Министерство финансов Республики Казахстан

МКИС

-

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан

МИД

-

Министерство иностранных дел Республики Казахстан

МНЭ

-

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

КНБ

-

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

МИО

-

Акиматы областей, городов Астана и Алматы

МОМ

-

Международная организация по миграции

УВКБООН

 

-

Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев

АНК

-

Ассамблея народов Казахстан

ВАК

-

Всемирная ассоциация казахов

 

ВложениеРазмер
Иконка документа Microsoft Office pz.doc62.5 КБ
Разделы:
Изменён 19 июля, 2017 - 18:33
Достижения за годы независимости РК
Адресная социальная помощь
Онлайн калькулятор по исчислению АСП
Проверка статуса
Лучшие социальные проекты, реализуемые в Казахстане
Республиканский конкурс «Еңбек жолы»
Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест
НСК
Новый национальный классификатор занятий